Установка бордюра для тротуарной плитки своими руками

Виды бордюров по стандарту

Правильно называть бортовой камень. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

  • Прямые:
    • БР — рядовые;
    • БУ — с уширением;
    • БУП — с прерывистым уширением;
    • БЛ — с лотком;
      Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи
  • Въездные — БВ;
  • БК — криволинейные;
  • Камень-аппарель.

По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

Условные обозначения

При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.

Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

Пример маркировки и ее расшифровка:

  • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
  • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

Размеры бордюров по ГОСТу

Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.

Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты

Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части

Обычно это подошва

Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

Вес бордюрного камня

Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.

Вес бордюра зависит от его размеров

Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

Как правильно укладывать без бордюра

Многие не беспокоятся о том, как правильно установить бордюр для тротуарной плитки – этот элемент попросту игнорируют при укладке покрытия. В некоторых случаях такой выбор оправдан эксплуатационными требованиями и понижением расходов. Вариантов укладки плитки без бордюра есть несколько.

Укладка на бетонное основание

Чтобы уложить покрытие таким образом, делают основание из бетона. Готовят бетонно-цементную смесь, кладут плитку, надежно скрепляя между собой и слоем грунта. Покрытие получается достаточно прочным, способным долго держаться и не деформироваться.

На геотекстиль

Текстиль в данном случае используется для укрепления подушки из песка и гравия. Работы выполняются просто, но у метода есть определенные минусы: материал стоит дорого, да и реализуется задача долго, трудоемко.

На песок и щебень

Самый дешевый и простой метод укладки, который основан на использовании подушки из песка и цемента (в сухом виде).

Этапы укладки без бордюра:

  • Выполнение разметки территории с использованием колышков и бечевки.
  • Удаление слоя почвы глубиной до 30 сантиметров.
  • Выравнивание поверхности граблями и лопатой.
  • Обязательно делают уклон из расчета 5 миллиметров на 1 метр дорожки, чтобы обеспечить беспрепятственный отвод воды.
  • Аккуратная и тщательная трамбовка поверхности почвы, что позволит исключить риск проседания плитки.
  • Увлажнение грунта.
  • Засыпка песка слоем толщиной в 7 сантиметров, выравнивание поверхности, проливка большим объемом воды, трамбовка.
  • Укладка сухой песчано-цементной смеси (готовится в такой пропорции: 1 часть цемента и 8 частей песка) слоем толщиной в 4 сантиметра, выравнивание поверхности по строительному уровню.
  • Выкладка первого ряда плитки, начиная от себя и идя по диагонали. В процессе все аккуратно трамбуется резиновым молотком так, чтобы элементы не были повреждены. Под плитки, которые проседают, можно подсыпать смесь.
  • Корректирование укладки по уровню, засыпка швов, выметание лишнего щеткой.

Какие бордюры выбрать: готовые или выполненные из подручных материалов?

Обычно, такой вопрос поднимается только из-за цены. Так, из готовых изделий наиболее бюджетные: полимерные и пластиковые.

Но они не могут выдержать большие нагрузки и прослужат всего от 2 до 10 лет. Бетонные бордюры также не дорогостоящи, но следует учитывать дополнительные расходы на их установку. В зависимости от условий использования бетонные бордюры могут прослужить до 30 лет.

Поэтому для долгосрочной перспективы, они также могут считаться бюджетным вариантом.

Но что, если покупать готовые изделия нет финансовой возможности. Тогда, их можно выполнить самостоятельно из подручных материалов:

кирпичи. Они могут остаться после строительства дома или ограды. Бордюры из кирпичей не только выдерживают большие нагрузки, но смотрятся эстетично и гармонично со строениями из того же материала. Но следует помнить, что кирпич не морозоустойчив и довольно быстро разрушиться из-за этого фактора. Поэтому лучше всего выполнять укладку поребрика в цементный раствор;

  • шифер, профнастил, доски. Бордюры из этих материалов нельзя назвать эстетическими, но они вполне подойдут для оформления высоких грядок или клумб;
  • щебень, бетонный раствор. Эти материалы также могут остаться после строительства и с их помощью можно создать довольно красивые и долговечные поребрики, качественные характеристики которых были представлены выше.

Возможно, есть смысл больше ориентироваться на качество, и это в последующем значительно сэкономит финансовые и энергетические ресурсы.

Виды дорожных бордюров

Дорожные бордюры подразделяются по способу изготовления и использования. В зависимости от способа производства бордюрного элемента различают:

  • колотый;
  • пиленый;
  • обожженный;
  • полированный.

Бортовой камень выпускается в следующих видах:

  1. Дорожный. Является самым востребованным, поскольку с его помощью оформляются все дорожные полотна.
  2. Магистральный. Применяется при прокладке автомобильных дорог.
  3. Тротуарный. Используется для обустройства дорожек в парковой зоне, пешеходных дорожек и тротуаров.
  4. Садовый. Относится к тротуарным бордюрам, предназначен для оформления садовых дорожек и ограничения газонной зоны.

Помимо вышеперечисленных, имеются и другие подвиды бортового камня, различающиеся своими размерами и внешним видом:

  1. Поребрик. Используется при оформлении газонов, дорожек и пешеходной зоны.
  2. Газонный блок. Относится к разновидности поребрика, предназначается для укладки на территории газонов с целью предотвращения расползания грунта.
  3. Бортовой камень со скошенной стороной. Устанавливается в местах, предназначенных для заезда на парковку.
  4. Бордюр радиусной формы. С его помощью выстраиваются отрезки проезжих частей дорог и клумб круглой и овальной форм.

Кроме этого, бордюрные ограждения классифицируются по виду используемого сырья:

  1. Вибропрессованные. Обладая большой прочностью, такие ограждения имеют длительный срок эксплуатации при высоких перепадах температур. Влагостойкость материала позволяет устанавливать бортики практически в любой климатической зоне.
  2. Железобетонные. Для их изготовления используется мелкозернистый армированный бетон, отличающийся своей долговечностью и устойчивостью к механическим повреждениям.
  3. Гранитные. Изделия из этого материала являются самыми прочными, но и самыми дорогими. Выдерживают большие температурные перепады, обладают повышенной устойчивостью к истиранию.

Как правильно установить бордюры, до или после укладки тротуарной плитки?

На этот вопрос однозначно ответить сложно, потому что каждый из вариантов имеет плюсы и минусы.

  • Устанавливаем сразу. Этот вариант хорошо подходит для новичков. Бордюры четко обрамляют участок, который подлежит благоустройству, и упрощают задачу по соблюдению границ. Для экономии элементов мощения необходимо рассчитать расстояние между поребриками, которое должно быть кратно ширине брусчатки. При расчетах необходимо помнить, что между элементами мощения есть зазор – 2-4 мм. Новичкам лучше воспользоваться размерами уже готовой дорожки.
  • Монтируем после укладки брусчатки. Подобный выбор позволяет рационально использовать плитку и избежать ее распиливания.

Монтаж бордюров из диких камней

Бордюры из диких камней изготавливают: из песчаника, известняка, туфа, кварца, гранита, базальта. Для бордюров ограждающих дорожки чаще применяют однотипные камни. Своими руками бордюр можно установить, если соблюдаются определённые правила:

  • проводят планировку на участке, разбивают его по зонам. Они бывают: садовые, огородные, зона, где отдыхают. Отмечают места, где будут находиться цветники, дорожки, бассейн. Далее определяются с высотой и формой бордюров;
  • для высоких бордюров подготавливают фундамент и используют «мокрую» кладку. Траншею роют глубиной до 0,25 м, а в ширину он должен соответствовать размерам укладываемых камней. В канаву укладывают полиэтиленовую плёнку, для улучшения гидроизоляции и наполняют её бетоном. На смесь из песка и цемента укладывают камни. С помощью уровня контролируют кладку;
  • для установки невысоких бордюров фундамент не требуется. Для их установки используют «сухой» метод. Камни вдавливают в грунт без использования раствора. При необходимости для камней больших размеров лопатой в грунте роют углубления. В основании бордюра укладывают камни больших размеров.

Описание разновидностей бордюров по составу

Из чего сделан бордюр Описание
Бетон Производится из бетона марки М400, обладает высокой прочностью. Может быть усилен путем армирования.
Природный камень Изготавливается путем выпиливания из монолитных натуральных камней. Обладает повышенной прочностью, однако имеет и более высокую стоимость.

При этом внешний вид бордюров из натурального камня считается одним из самых привлекательных.

Искусственный камень Производится путем смешивания бетона с каменной крошкой, что обеспечивает высокую прочность и красивый внешний вид.

Иногда такие бордюры очень похожи на природные камни, имея при этом более выгодную стоимость.

Клинкер Изготавливается из керамической глины. Фактически представляет собой тот же кирпич характерного цвета, но другой формы.
Полимерно-песочная смесь Изготавливается путем смешивания, нагрева и формации компонентов. В некоторых случаях может использовать керамзит для снижения массы изделия.

Не обладает высокой прочностью, расширяется при нагреве, а также не имеет широких цветовых вариаций.

Резина Производится из резиновой крошки, полученной путем переработки резиновых изделий. Имеет низкую жесткость, за счет чего отличается высокой безопасностью. Часто используются на детских площадках и спортивных объектах.

Из недостатков можно выделить пожароопасность материала.

Пластик Не очень распространенный тип бордюров, так как имеет низкую прочность и выцветает под воздействием солнечных лучей.

Однако подразумевает максимальное разнообразие форм и цветовых решений, а также низкую стоимость.

Делаем бордюр из кирпича или камня

Когда дача построена из камня или кирпича, то и красивый цветочный бордюр лучше сделать из похожих материалов. Для установки каменного ограждения потребуется: веревка, колышки, лопата, цемент или бетон, кирпичи.

Инструкция:

  • Обозначают контур будущего бордюра. Для этого нужна веревка с колышками, шнур или любой длинный гибкий материал, по которому можно понять, какой конфигурации будет траншея.
  • Роют траншею. Глубина 0,15 м, ширина – больше ширины кирпича, около 0,25 м.
  • Готовят цементный раствор.
  • Заливают раствор в подготовленную траншею. Раствора должно быть столько, чтобы до верха траншеи осталось еще 1-2 см свободного пространства.
  • Оставляют раствор на один-два дня до затвердевания.
  • Укладывают кирпичи на затвердевший цемент. При этом между кирпичами оставляем расстояние от 1 до 2 см.
  • Заливают цементом расстояние между кирпичами.

Засыпают грунтом и декорируют землю вокруг кирпичного бордюра.

Установка ограждений из металла и дерева тоже не потребует навыков

Важно подготовить участок (убрать мусор, камни и корни растений), а после установки хорошо утрамбовать грунт

https://youtube.com/watch?v=fB2rhXgeItA

На заметку!При установке легкого пластикового ограждения, которое крепится в грунте колышками, рыть канавку или траншею под него не обязательно, но укрепить такой бордюр все же стоит. Так он дольше простоит.

Бордюрный камень (название может быть другим) можно приобрести, а можно сделать, используя бетон или цемент и форму для отлива.

Дачная клумба, большая или крошечная, квадратная или круглая, расположенная на ровном участке или на горке, будет выглядеть одинаково ухоженной, если ее ограждает бордюр. Для него можно не покупать кованые заборчики. Подойдет и то, что всегда есть под рукой: деревянные колышки, ивовые прутья, стеклянные или пластиковые бутылки. Ограждение можно сделать из пластмассовой ленты своими руками.

Когда дизайн дома и придомового участка выдержан в едином стиле, то и клумба, и дорожка от калитки должны сочетаться с ними и с другими объектами. Фотографии готовых садовых бордюров для клумб помогут понять, как они будут выглядеть в общем экстерьере.

Виды бордюров

Бордюры или поребрики по своему назначению различаются на следующие виды:

  • дорожные. Они разделяют проезжую часть от тротуара, газона, площадок и т.д.;
  • магистральные. Предназначены для отделения края дороги с плотным трафиком от грунта. Они не только обозначают ширину дорожного полотна, но препятствуют смещению и разрушению покрытия;
  • тротуарные или садовые. Это бордюры, которые применяется для оформления частных территорий. Они отделяют дорожки и площадки от газона, огорода и т.д. Кроме эстетической составляющей, данные элементы несут и функциональную нагрузку. Так, садовый бордюр препятствует попаданию грунта на дорожки, а следовательно они остаются чистыми даже в ветреную или дождливую погоду. Также он не позволяет смещаться покрытию и удерживает границы ширины дорожки;

декоративные. Несмотря на название, декоративный поребрик выполняет не только эстетическую функцию. Он может применяться для отделения огорода от газона или клумбы от сада и т.д. Таким образом, насыщенный удобрениями плодородный слой почвы не будет смещаться при эрозийных процессах или с потоком воды после осадков.

В данной статье речь идет об оформлении частного участка, поэтому и рассматриваться будут только последние 2 вида бордюров.

Чем бордюр отличается от поребрика

Бордюры и поребрики очень похожие элементы благоустройства, предназначенные для разграничения участков. Бетонные бордюрные камни и бетонные поребрики изготавливаются по одинаковой технологии вибролитья бетона, за счет чего имеют одинаковые характеристики.
Однако фактически это материалы различной формы, и установка бордюров производится по отличной от монтажа поребриков технологии:

  • 1. Установка бордюров предполагает создание земляного корыта (траншеи), а сам камень утапливается. После монтажа бордюр находится в одной плоскости с ограждаемой территорией.
  • 2. Монтаж поребриков не требует создания углубления для посадки камня – нижняя часть поребрика не утапливается. Камень-поребрик всегда выступает над уровнем обоих участков, которые он зонирует.

Кроме того, дорожные и тротуарные бордюры часто призваны препятствовать заезду транспортных средств на пешеходную зону, тогда как поребрик имеет декоративный характер.

№5. Кирпичный бордюр

Бордюр из клинкерного или облицовочного кирпича станет отличным вариантом для оформления дорожки из камня, плитки, брусчатки и все того же кирпича.

Основные преимущества:

  • прочность и долговечность;
  • экологичность;
  • устойчивость к перепадам температур и влаге;
  • устойчивость к солнечным лучам, плесени и грибку.

Кирпич можно установить на ребро, под наклоном, горизонтально или любым другим способом. Укладывать его лучше на цементный раствор, а чтобы получить бордюр с одинаковой высотой во всех точках, можно предварительно натянуть на необходимом уровне веревку, и при укладке равняться на нее.

Скачать бесплатно

Как перевести промилле и проценты в градусы, и, обратная задача – перевести градусы в промилле и проценты?

Как определить уклон между горизонталями на плане?

Минимальный продольный уклон дороги

Максимальный уклон пандуса для инвалидов?

Какие допустимые уклоны (продольные и поперечные) для рамп автостоянок и гаражей?

Укладка щебня. Для «лёгкой» дороги достаточно одного слоя средней фракции (20 – 40 мм). Если строится магистраль, то рекомендуется укладывать щебень в несколько слоёв: первый слой из крупной фракции (40 – 70 мм), за ним – из средней, последний – из мелкой (5 – 20 мм). Главное укатывать каждый слой катком.

Ещё на этапе укладки основания целесообразно обеспечить по бокам скосы для стока воды. Если предусмотрены бордюры, то их так же устанавливают до укладки асфальта. Это касается и других подготовительных работ (проведение или ремонт канализации, поднятие люков). Только после этого можно взяться и за само асфальтирование. Толщина асфальта, как и основания, зависит от предполагаемой эксплуатации дороги.

Минимальная толщина составляет 4-5 см (для дворовых территорий и т.п.). При высокой интенсивности дорожного движения асфальт кладут слоями, используя разную зернистость. Первым слоем кладётся крупнозернистая , наверх мелкозернистая. Для большей надёжности кладут третий поверхностный слой асфальтной крошки. В послойной укладке асфальта важным моментом является сцепление слоёв между собой. Так просто они не соединяются, поэтому перед нанесением каждого следующего слоя предыдущий поливают битумом.

Существуют два принципиальных подхода к укладке асфальта: холодная и горячая укладка.

Холодной укладкой асфальтовой крошки

Горячей укладкой асфальтовой крошки
пользуются при строительстве новой дороги или капитального ремонта старой. Асфальт при такой технологии должен укладываться непременно в горячем виде. Сама смесь заготавливается на заводе, откуда её необходимо как можно срочно доставить на строительную площадку в специальных машинах. И не просто доставить, а разгрузить, равномерно распределить и укатать пока асфальт не остыл. Иначе качественного покрытия не выйдет. При этом соответственно важнейшим фактором является погода. Как ни странно, но часто строительство новой дороги или ремонт старой затягивается именно по этой причине.

Аналогично соединению слоёв , необходимо обеспечить бесшовное соединение полос между собой. Этого возможно добиться только при непрерывной работе, когда уже уложенная полоса ещё не остыла и тут же начинается укладка новой. Доставка смеси должна проводится своевременно, чтобы не было недостатка в горячем асфальте. Не лучше, если горячей смеси привозят сразу много: излишки успевают остыть и становятся непригодными.

Уплотнение асфальта производят специальной техникой: асфальтоукладчиками, виброплитой или ручным катком. Чтобы укладываемое покрытие не прилипало к катку, его постоянно смачивают водой.

После того, как асфальт остыл, дорогу можно эксплуатировать. И всегда помнить, что за таким покрытием нужен постоянный уход.

Камень бортовой, бордюрный камень, поребрик, бордюр – это все названия одного и того же элемента дорожного благоустройства. Среди них различают дорожную вибропресованную и тротуарную вибропресованную конструкции, применяемые при строительстве дорожных покрытий. Указанные элементы служат для: отделения проезжей части от тротуаров, газонов и остановок общественного транспорта, а также отделения тротуаров и пешеходных дорожек от газонов. Это один из обязательных элементов мощения дороги. не только является разделителем проезжей части и пешеходной зоны, но и придает дороге законченный вид, служит упором при укладке тротуарной плитки.

Укладка производится при помощи специальной техники, что позволяет достичь высоких результатов. Кроме того, это позволяет обеспечить более ровную выкладку стройматериала и, соответственно, высокую прочность получившегося ограждения.

Во-первых, необходимо подготовить траншею для будущего бордюра. В этом поможет устройство, с помощью которого можно выкопать траншею

Либо воспользоваться обычной лопатой.

Во-вторых, не менее важное для укладки бордюрного камня, устройство – трамбовщик траншеи. Он сделает дно канавы ровным.

Правильная установка конструкции является также дисциплинирующим фактором для водителей.

цементным раствором

  • Крупный. Он несет функциональную нагрузку – отделение полотна дороги от тротуара и обеспечение безопасности пешеходов;
  • Небольшой по размерам бордюр. Чаще всего используется для отделения одной пешеходной зоны или дороги от другой.

Инструменты

Для монтажа бордюра с соблюдением всех перечисленных выше требований, потребуется следующий набор инструментов:

  • Нивелир с GPS датчиком для проведения геодезической разбивки.
  • Экскаватор с узким ковшом, либо набор штыковых лопат, в зависимости от объёма работ – для устройства траншеи.
  • Колышки с капроновыми шнурками для разметки территории.
  • Вибротрамбовка для уплотнения искусственного основания.
  • Бетоносмесительное устройство мобильного типа для замешивания постели из жёсткой цементно-песчаной смеси.
  • Линейка, с помощью которой производится разметка бортового камня перед раскроем.
  • Болгарка или циркулярная пила с алмазным диском для распила камня перед монтажом доборов.
  • Ручной, тандемный, электромеханический или гидравлический захват, с помощью которого бордюрный камень устанавливается точно в проектное положение после его транспортировки с паллеты.
  • Совковые лопаты для обратной отсыпки грунтового основания.
  • Резиновые молотки для корректировки бордюрного ряда, в случае незначительного нарушения геометрии при монтаже.

Инструменты должны быть исправны и готовы к работе. В случае строительства автомагистрали или протяжённой городской улицы, также понадобится тяжёлая грузоподъёмная или землеустроительная техника с требуемой производительностью.

Для чего нужна установка бордюров

Установка бордюров нужна для выполнения нескольких основных функций, как практических, так и эстетических:

  • Повышение прочности покрытия;
  • Продление срока службы покрытия;
  • Фиксация и стабилизация участка;
  • Защита фундамента зданий;
  • Разделение областей различного назначения (например, проезжей и пешеходной части);
  • Преграждение пути;
  • Повышения безопасности;
  • Обеспечения эстетичного внешнего вида объекта.

Например, если тропинка из тротуарной плитки или брусчатки не будет снабжена бордюрными камнями, увеличится вероятность расползания фрагментов. Восстановление такого покрытия будет подразумевать полный или частичный демонтаж, с последующим повторным устройством всех слоев конструкции.

Это особенно актуально именно для немонолитных покрытий, однако требуется и в случае с цельными полотнами из асфальта или бетона.

Виды бордюров

Изначально бордюры использовали для разграничения тротуарного и дорожного полотна. Сегодня же элемент чаще всего выполняет декоративную функцию, помогает формировать границы дорожных, пешеходных зон.

Бордюр хорошо держит облицовку, не позволяя ей разъезжаться в стороны. Что касается оформления, то бордюры можно найти из разных материалов, любых форм, конфигураций, цветов.
Из чего делают бордюры:

  • Бетон – это может быть просто бетонный бордюр или с армированием, которое повышает прочность и надежность, продлевает срок эксплуатации. Для изготовления элемента используют бетон М400.
  • Камень – элементы нарезают из цельного камня, обеспечивая нужный размер и форму. Такие изделия особенно прочные, но предполагают высокую стоимость. Правда, и смотрятся очень красиво и дорого: за счет натуральной фактуры бордюр получается оригинальной расцветки, с уникальным дизайном.
  • Искусственный камень – бордюр производят из бетона и каменной крошки. После заливки и застывания элементы шлифуют, придавая естественный вид. От натурального камня такой бордюр практически не отличается, но стоит значительно дешевле.
  • Клинкер – от клинкерного кирпича отличается размерами и формой. Технология производства та же, поэтому бордюр приобретает особенный цвет, который ни с чем не спутать.
  • Смесь полимера и песка – производится по тому же принципу, что и полимер-песчаная черепица: компоненты смешивают, нагревают до полуготовности, формуют. При добавлении в смесь керамзита удается понизить вес. Укладка тротуарной плитки и бордюров такого типа обойдется дешевле всего. Но материал обладает некоторыми недостатками: расширяется при нагреве, предполагает минимальный выбор цвета и форм, не очень прочный.
  • Резина – такие элементы изготавливают из крошки, которую получают путем переработки автомобильных шин. Резиновые бордюры не боятся влаги и высокой/низкой температуры, но считаются пожароопасными.
  • Пластик – самый новый материал для производства бордюров, который постепенно набирает популярность. Но ввиду низкой прочности пластика и выцветания под воздействием ультрафиолета используется реже, чем мог бы. Тем не менее, небольшая цена и огромный выбор в плане размера, формы, цвета делают такой вариант привлекательным.

Тротуарный

Данный тип бордюров обычно используют для окантовки газонов и зонирования пространства, отделяя территории с клумбами и травой от дорожек, тротуаров

Немаловажно и то, что тротуарный бордюр дает возможность удерживать разные слои почвы, не позволяет грунту смешиваться с песком, щебнем, укрепляя плитку и таким образом защищая ее от расползания

Как правило, тротуарный бордюр производят из бетонного раствора методом вибропрессования. Длина стандартного камня составляет 50 сантиметров, полотна собирают из нужного числа изделий.

Дорожный

Такой бордюр призван отделить от тротуара/газона проезжую часть и делать дорожное полотно более прочным и надежным. Другое название данного элемента – дорожный бортовой камень. Он устанавливается в процессе строительства дороги, в некоторых случаях элемент приходится укладывать отдельно, после монтажа дорожного покрытия (если изначально бордюр в проект не был внесен).

Дорожный бортовой камень производят превосходящим по длине в 2 раза тротуарный бордюр, также обычно изделие немного выше и шире. Изготавливают с использованием способа литья, часто упрочняют армированием из металлических прутов.

№7. Садовый паркет

Монтаж бордюра своими руками на приусадебном или садовом участке

Существует сравнительно простая инструкция по выполнению основных работ. Но при этом все равно допускаются ошибки, поэтому следует изучить еще и тонкости, советы.

Инструкция по выполнению работ

Начинать нужно с расчистки участка. Затем проводится его разметка, далее – выполняется непосредственная копка, а также дальнейшие действия по установке. Теперь подробно обо всех этапах:

  1. На расчищенный от травы и мусора, камней участок наносят линии будущей дорожки. Для этого можно использовать песок – его рассыпают, формируя линию определенной ширины.
  2. Копают грунт, что сопровождается его выемкой на поверхность. Рекомендованные параметры: до 40 см ширина и не более 30 см глубина. Но все размеры корректируются с учетом параметров бордюрного камня и способа его установки (бордюр или поребрик).
  3. Грунт на дне траншеи выравнивается, уплотняется, для чего используют подручные средства (металлическую или деревянную конструкцию с широким основанием и вертикальным держателем).
  4. Формируется подушка из щебня – до 15 см толщиной, она трамбуется.
  5. Делается разметка высоты будущего поребрика. Для этого в грунт вбиваются колья, натягивается веревка – она будет соответствовать уровню верхней грани бордюрного камня.
  6. Заготавливается цементный раствор (марка от М300 и выше), выкладывают на дно траншеи.
  7. Бордюрные камни устанавливаются так, чтобы они были на одном уровне с веревкой. Рекомендованная глубина расположения в растворе – не менее 5 см.
  8. Работы продолжаются по описанной схеме, все действия повторяются. Не следует выкладывать цементный раствор на всю длину дорожки, т. к. он успеет подсохнуть, пока дойдет очередь до крайних изделий.

https://www.youtube.com/watch?v=1fbpRIKNSDI

Нюансы монтажа

Главные советы касаются устройства основания:

  • лучшим вариантом «подушки» является щебень, т. к. он прочный, не рассыплется в дальнейшем, что позволит сохранить форму бордюра, но если грунт песчаный, можно обойтись без такого наполнителя;
  • вязкий и плотный грунт будет поглощать щебень, поэтому следует защитить наполнитель прослойкой, для этой цели лучше всего подойдет геотекстиль – это плотный водо- и воздухопроницаемый материал, который при этом сохраняет первоначальную структуру, даже если постоянно контактирует с агрессивными средами, покрытие настилают перед тем, как будет уложен щебень, причем края заворачивают наверх;
  • если изначально было заложено в траншею много бетона, он схватится, пока ведется монтаж камней в начале ряда, поэтому лучше подготавливать основу для 2-3 бордюров, причем в подсохший бетон нельзя добавлять воду, это не улучшит его свойства, а лишь негативно повлияет на структуру.

Нарушение технологии монтажа обычно приводит к снижению прочности новых конструкций. Слишком водянистый раствор не наберет прочности. А такое сооружение не выдержит воздействие высоких нагрузок.

Особенности плитки

Производители выпускают тротуарную плитку разных размеров и конфигураций. Поэтому данная облицовка названа профессионалами ФЭМ (фигурные элементы мощения). Общими эксплуатационными требованиями к конструкции дорожек и парковок из ФЭМ являются:

  • наличие жесткого короба, внутри которого выложена тротуарная плитка;
  • отвод дождевых и кровельных стоков за счет самотечного уклона;
  • частичная замена пучинистого грунта и плодородного слоя для обеспечения стабильной геометрии покрытия при эксплуатации.

Бордюр вкопан в землю глубже чем плитка, дополнительно зафиксирован в пространстве раствором. Что позволяет качественно уплотнить подстилающий щебеночный слой и материал, на который уложена плитка (песок, гранотсев, цементно-песчаный раствор – гарцовка). Поэтому отсутствует расползание элементов по периметру, расхождение швов в центральной части тропинок и парковок.

Чтобы обойтись без бордюра, можно заменить его аналогами:

  • плитку можно заглубить, чтобы ее лицевая грань находилась на одном уровне с прилежащей землей или ниже нее;
  • уложить по периметру тропинки сваренную из уголка конструкцию, чтобы плитка упиралась со всех сторон в его ребра;
  • зафиксировать крайний ряд плитки по периметру раствором;
  • использовать заглубленный бордюр, залитый внутри земляной опалубки по месту;
  • применить пластиковый, практически не заметный бордюр, крепящийся в почву колышками или гвоздями;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Линейный проект
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: