Бортовой камень дорожный, садовый бордюр гост 6665-91

Укладка по этапам

Каждый вид камня требует соответственной технологии укладки. Но существует единая технология монтажа бордюра, которая подходит для самостоятельной установки ограждения. Она заключает несколько последовательных этапов.

Разметка

следует разбить линию монтажа

На земле нужно отмерить длину ограждения и схематически нанести конфигурацию. По всей длине вбить колышки, на которых отметить расположение грунта и основания.

На заданной высоте верхнего края бордюра натянуть шнур или веревку. Верхняя часть поребрика может располагаться параллельно поверхности земли или под уклоном к ней в зависимости от геологических особенностей участка.

Рытье и подготовка траншеи

Глубина траншеи должна соответствовать расчетной согласно схеме монтажа. Для тротуарного ограждения она равно высоте бордюра + 15-20 см. Для дорожного обрамления — высоте камня.

Ширина траншеи для тротуарного элемента равна его ширине + 5-7 см, для дорожного не менее 30-40 см.

В процесс подготовки траншеи входит очистка основания (уборка мусора и корней), выравнивание и уплотнение. При трамбовке нужно смачивать слой водой, чтобы предотвратить последующую усадку.

Основание для поребриков

Есть два основных вида — щебеночное и цементно-песчаное. Для устройства первого варианта необходимо на дно траншеи насыпать слой песка толщиной 3-5 см, залить его водой и хорошо утрамбовать. Затем насыпать слой щебня мелкой фракции и снова утрамбовать. Основание готово для укладки камня.

Щебеночная основание — наиболее простой и бюджетный способ. Но, он подходит только для тротуарного и садового бордюра. Для устройства цементно-песчаной основы понадобится замесить раствор из песка, цемента (3:1) и воды. Затем залить на дно траншеи единым слоем 5-7 см, выровнять и утрамбовать. Есть еще один способ, который считается наиболее прочным и дорогим.

Это бетонная подушка — комбинация из двух вариантов. Вначале следует насыпать слой песка, увлажнить и утрамбовать. Затем слой щебня и полить его водой. Сверху залить слой бетона.

В этом случае бордюр нужно ставить на не застывший бетон.

Резка элементов

При перепадах высот или обрамлении угла необходимо камни распилить. На бордюре отметить карандашом линию распила. С каждой стороны пропилить прорези глубиной 1,5-2,0 см.

Весь камень пропиливать нет необходимости. Затем подложить под большую часть кусок железа и отбить кусок бордюра кувалдой. При аккуратном пропиливании пазов дополнительная шлифовка не понадобится.

Монтаж

нужно укладывать на подготовленное основание

При этом важно учитывать геометрию участка (уклоны). Этап требует особого внимания

Если он будет произведен неправильно, то может понадобиться демонтаж большого участка ограждения.

Фиксация

Выполняется после установки такой же бетонной смесью, которая использовалась для устройства основания. Параметры бетонного замка зависят от габаритов камня. Примерные значения — высота 8-10 см, толщина 5-7 см.

Заделка швов

Этот этап можно проводить после схватывания бетонной смеси. Используется жидкий бетонный раствор или смоченный песок.

Соблюдение технологии гарантирует высокую прочность и надежность ограждения. В некоторых случаях производится установка декоративного ограждения сразу на песчаное основание без укладки щебня. Это допустимо на твердых грунтах, но все равно приведет к снижению прочности.

Можно ли выполнить установку самостоятельно?

Существует несколько способов положить бортовые камни. Чтобы выбрать оптимальный из них, лучше всего руководствоваться некоторыми критериями:

  • размеры и вес камня;
  • протяженность ограждения;
  • назначение.

Есть несколько разновидностей бордюров:

  1. Магистральный. Этот тип для самостоятельного монтажа не подходит. Его установкой занимаются специализированные бригады, оснащенные нужной техникой.

  2. Дорожный. Такой камень может понадобиться для укладки вокруг дома, чтобы разграничить дорожное полотно и частную территорию.

    Для того, чтобы поставить бордюр, необходимо иметь автоматический укладчик, но это может занять много времени.

    Если требуется уложить довольно большой отрезок бордюра, то целесообразно будет пригласить бригаду строителей с опытом работы. С помощью техники рабочие быстро и качественно проведут монтаж бордюра.

  3. Тротуарный. Этот вид поребрика подходит для ограничения садовых дорожек из плитки и других материалов. Он имеет меньший вес и может быть изготовлен в различных вариантах. Тротуарный камень легко установить своими силами. Для этого нужно подготовить нужные инструменты и материалы, а также ознакомиться с технологией укладки.
  4. Садовый. Самый легкий вид поребрика. Изготавливается в заводских условиях и самостоятельно, даже из подручных материалов. Выставить камни правильно под силу даже садоводу-новичку.

Подробно обо всех видах бордюров здесь.

При установке любого вида камня следует точно выполнять пункты технологии.

7 Транспортирование и хранение

7.1 Бортовые камни допускается транспортировать всеми видами транспорта. При этом правила перевозки устанавливаются в соответствии с законодательством государств — участников Соглашения и требованиями документов, регулирующих транспортирование грузов.Погрузку и разгрузку бортовых камней следует проводить с применением средств механизации в соответствии с указаниями производственной документации владельца соответствующего процесса.

7.2 Бортовые камни следует транспортировать в пакетах, контейнерах или на поддонах, обеспечивая при этом их жесткую фиксацию, а также фиксацию изделий (например, при помощи упаковочных металлических лент или проволоки).

7.3 При погрузке бортовых камней в транспортное средство следует соблюдать условия равномерности распределения нагрузки относительно его осей и обеспечения необходимого зазора между изделиями и бортами транспортного средства.

7.4 При транспортировании бортовых камней и погрузочно-разгрузочных работах запрещается:- погрузка и транспортирование изделий навалом;- разгрузка сбрасыванием;- перемещение изделий волоком, без прокладок и катков;- погрузка и транспортирование изделий, изготовленных из бетонов на цементном вяжущем, до достижения ими отпускной прочности.

7.5 При транспортировании бортовые камни должны быть обеспечены необходимой сопроводительной документацией.

7.6 Транспортирование и хранение бортовых камней, изготовленных из бетонов на цементном вяжущем, следует выполнять с учетом требований ГОСТ 13015 .

7.7 Бортовые камни следует хранить в складских условиях рассортированными по типам и маркам в пакетах или штабелях высотой не более 2 м при обеспечении их устойчивости и исключении возможности падения изделий.Место (площадка) складирования бортовых камней должно иметь твердую ровную поверхность с водоотводом.

7.8 При хранении в штабелях бортовые камни следует укладывать на инвентарные подкладки и/или прокладки прямоугольного или трапецеидального сечения из дерева или других материалов, обеспечивающих сохранность изделий, толщиной не менее 30 мм и длиной, соответствующей размерам изделия. При этом в штабель следует укладывать изделия одного размера и формы, а прокладки располагать по высоте штабеля одну над другой. Если не установлены иные требования, расстояние от краев прокладок до торцов должно составлять 20% номинальной длины изделия.

7.9 Условия хранения должны обеспечивать видимость маркировочных надписей и свободный доступ к изделиям, а также возможность складского контроля и применения средств механизации при погрузке бортовых камней на транспортные средства.

7.10 При транспортировании, хранении бортовых камней и при погрузочно-разгрузочных работах должны соблюдаться требования производственной безопасности и охраны труда, а также должны быть предусмотрены меры для исключения возможности повреждения изделий.

УДК 625.888:006.354

МКС 93.080.30

Ключевые слова: автомобильные дороги общего пользования, бортовые камни, технические требования, маркировка

Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2016

Обустройство околодомовых территорий и садовых участков подразумевает использование ограждений, которые играют роль разделителя садовой и пешеходной зон. Для этого применяются тротуарные бордюры.

Помимо эстетической функции, тротуарные бордюры направляют потоки воды в сторону ливневых стоков, сохраняя целостность дорожного полотна.

Дорожные камни

Дорожный бордюрный камень используется в процессе строительства дорог вблизи населенных пунктов. Его основная цель — обозначение грани между пешеходной зоной и автомагистралью.

Кроме того, усиленные бордюры обеспечивают длительную сохранность дорожного полотна, предотвращая его сползание под воздействием тяжеловесного транспорта.

Бордюрный дорожный камень устанавливается и на магистралях, расположенных вдали от населенных пунктов. На таких участках используются самые прочные изделия, изготовленные из бетона высокого качества. Они отличаются увеличенным сроком эксплуатации и большой длиной.

Бордюрный камень — изготовление своими руками

Процесс изготовления бортового камня состоит из двух основных этапов – подготовки инструментов, и материалов, сборки формы, собственно самого процесса заливки.

Материалы и инструменты

Для того чтобы сделать бортовой камень потребуются следующие инструменты:

  • емкость для приготовления бетона или бетономешалка;
  • шуфель;
  • оцинкованное 12-ти литровое ведро;
  • мастерок;
  • глубинный вибратор (или перфоратор с насадкой-миксером);
  • шуруповерт.

Для того чтобы сделать качественный дорожный бордюр потребуются следующие материалы:

  • гравий с размером частиц от 20 до 40 мм;
  • песок;
  • цемент марки М400-М500;
  • ДСП толщиной 18 мм для изготовления формы;
  • вода;
  • саморезы;
  • пластиковый уголок.

Изготовление формы для заливки — бордюрный камень

Форма для заливки данных бетонных изделий изготавливается следующим образом:

  1. Из толстого ДСП делают коробку – внутренняя длинна и ширина коробки, высота от дна должны соответствовать аналогичным параметрам изделий которые планируется изготавливать. Все элементы коробки скрепляют оцинкованными прочными саморезами.
  2. Внутрь коробки крепят пластиковые уголки – расстояние между этими элементами определяет ширину будущего изделия.
  3. Из того же ДСП вырезают перегородки которые вставляя внутрь формы фиксируют с помощью уголков.

Рисунок 6. Самодельная форма для изготовления бордюрного камня

Для того чтобы при заливке формы бетоном ее не деформировало длинные стороны фиксируют между собой струбцинами

Изготовление бордюров

Изготовление бордюров из бетона своими силами состоит из следующих этапов:

  1. Приготовление рабочего раствора – во вращающийся ковш бетономешалки засыпают цемент, песок и гравий в соотношении 1:3:3, добавляют воду в таком количестве, чтобы готовый раствор имел консистенцию густой сметаны.
  2. Заливка рабочего раствора в форму – готовый бетон во все секции самодельной формы при помощи ведра.
  3. Уплотнение бетона при помощи глубинного вибратора или насадки-миксера на перфоратор.
  4. Застывание – форму с уплотненным бетоном стягивают с двух сторон при помощи струбцины и оставляют на 12-18 часов для затвердения.
  5. Выемка готового изделия из формы – после того как раствор в форме затвердел и набрал требуемую прочность с формы снимают струбцины, переворачивают ее и легкими постукиваниями по дну вынимают готовые изделия.

Как уложить брусчатку без бордюра

Мощение с бордюром обходится намного дороже, чем без него. К тому же, облицовка выглядит презентабельнее. Но можно обойтись и без поребрика.

Утопленная в почву плитка

Если участок ровный, то выгоднее все выложить на него плитку, заглубив ее в почву. Для этого пахотный слой или дерн бережно снимают по шнуру. Затем борт траншеи дополнительно уплотняют. По желанию на него высаживают декоративные растения. По факту земляная опалубка выступает заменой бордюру.

Использование металлического уголка

При укладке тротуарной плитки на даче вместо бордюров можно использовать металлические уголки. С их помощью можно обустроить жесткий каркас, который будет сохранять прочность в течение долгого времени.

  1. В одной полке проделывается отверстие с шагом 0,5-1 м, через эту дистанцию будут крепиться уголки.
  2. Поверхность металла обрабатывается с помощью грунтовки или краски для защиты от коррозийных процессов.

С помощью метода можно обустраивать неширокие дорожки, скрепляя уголки арматурой или делать обширные площадки своими руками.

С целью повышения жесткости каркаса уголок фиксируется на цементном растворе. Однако нередко проблема решается с помощью длинных кольев, которые удерживают конструкцию.

На прямых участках бордюр удобно заменить уголком с соответствующими по размеру полками.

Для этого:

  • в нижней части уголка, упирающейся в грунт, выполняют отверстия;
  • через них рамка закрепляется на грунт колышками или гвоздиками (или применяется арматура);
  • металлопрокат обрабатывается антикоррозионным составом;
  • жесткость рамки усиливают перемычками из арматуры, прутка или полос поперек тропы.

Эти правила нередко применяют для строительства ступенек, крылечка дома.

Фиксация цементным раствором

Плитку вдоль зоны отдыха, тропинок на даче или в саду — можно уложить на цементный раствор, изготовленный из одной доли цемента и трех долей песка. Чтобы упростить задачу, лучше выбрать облицовку с крупными квадратными элементами. Фигурный вариант требует большей аккуратности в плане совмещения рисунка.

Этапы устройства плитки:

  1. с поверхности убирают верх почвы, обустраивают песчано-щебневую подушку;
  2. покрытие поливают водой и утрамбовывают;
  3. наносят разметку и прокладывают начальный ряд раствора;
  4. следующие слои укладывают на цементно-песочный состав.

Заливка опалубки

Строители называют эту технологию «скрытый бордюр» и применяют при организации парковочных мест, заездов во дворы и дорожек с нестандартной формой. Она востребована для проведения работ в участках со сложным рельефом, где применение поребрика становится сложным и неоправданно дорогим.

Для монтажа опалубки стоит придерживаться таких инструкций:

  1. Подготавливают основу и делают подушку.
  2. Приступают к кладке ФЭМ.
  3. Обустраивают траншею по периметру для опалубки.
  4. Заливают углубление раствором цемента.
  5. По мере схватывания стяжки производится засыпка траншеи грунтом или другой присыпкой.

Для благополучного завершения работы нужно, чтобы ФЭМ был утоплен в бетон на половину толщины. В противном случае плитка начнет деформироваться. Метод бетонирования может предусматривать использование съемной опалубки, но можно обойтись и без нее. Прочные стенки углубления предотвратят растекание раствора.

Если возникает необходимость обустройства больших территорий, работы выполняются совместно. Однако не обязательно выкладывать всю территорию, чтобы начать заливку. При кладке плитки в условиях с большими нагрузками бетон нуждается в дополнительном армировании. Это поднимет его прочность и увеличит срок службы.

Укладка плиточных элементов

Завершив этап подготовки, можно переходить к монтажу плитки. Перед этим между колышками по периметру нужно натянуть нить, которая будет обозначать верхнюю кромку элементов мощения

В первую очередь выкладывается крайний ряд (важно убедиться, что он не касается шнура)

Последующие элементы мощения фиксируются от себя, чтобы не повредить подушку из цемента и песка. Элементы трамбуются с помощью резиновой киянки путем легких постукиваний. Это позволит предотвратить растрескивание материала. При сильном проседании плитки под нее вносят смесь из цемента и песка.

После завершения кладки производится засыпка межплиточных швов. В этом случае дорожки равномерно высыпаются песком, а остатки состава сметаются в швы. Подушка увлажняется и просушивается, после чего вносится смесь из песка и цемента.

С помощью такой технологии можно обустроить надежную поверхность с повышенной прочностью.

Укладка гранитного бордюра

Весь процесс начинается с простого выкапывания канавы, куда будет помещен модуль. Канава должна быть чуть больше его размеров по ширине и высоте. Далее осуществляются следующие этапы:

  • Канавку заполняют песком, который утрамбовывается в особую «подушку» (не более 200 миллиметров), дабы прочность установки камня приобрела нужное качество;
  • Затем производится разметка, и в нужные точки вбиваются колья, обозначающие начало и окончание места для каждого модуля;
  • Между кольями натягивается бечевка, посредством которой будет контролироваться размещение модуля относительно высоты;
  • Для стандартных ограничивающих модулей от «ГП-1» до «ГП-3» обязательно потребуется закрепляющая смесь, которую изготавливают в пропорции 1 часть цемента на 3 части песка + вода;
  • В канаву наносится слой закрепляющей смеси, а на нее устанавливают гранитный модуль, при этом осуществляется контроль выравнивания по бечевке;
  • В целях утрамбовки изделия, его простукивают молотком с мягким бойком или деревянной киянкой.

Укладка плитки с заглублением

Обустройство дорожки из тротуарной плитки на даче без бордюров может выполняться методом заглубления.

Обустройство парковочного места

Если необходимо оборудовать своими руками площадку для автомобиля, без плиточного бордюра не обойтись. При использовании в качестве альтернативы металлического уголка, его обрабатывают антикоррозийным составом и крепят к грунту колышками или гвоздями. Поперек тропинки на песчаную подушку укладывается арматурная сетка или металлические прутки.

Другая технология предусматривает фиксацию элементов мощения раствором. Его готовят из 1 части цемента и 3-х частей песка. Сначала на раствор укладываются боковые части дорожки. Среднюю часть кладут на сухую смесь. По ней же мастер перемещается в процессе проведения работ.

Если тропинка делается на склоне или влажном грунте, бордюры заменяются деревянной опалубкой, в которую заливается бетонный раствор. Однако опалубку делают после укладки элементов мощения.

Полимерный бордюр фиксируется в грунте кольями или гвоздями. Данный способ широко применяется при оформлении криволинейных дорожек.

Ливневки оборудуют только с одной стороны тропинки. Поэтому данная технология чаще всего применяется, если дорожка одной стороной прилегает к зданию.

Заглубление покрытия

Этот вариант используется для обустройства узких садовых дорожек своими руками, участков с небольшой площадью. Суть метода в том, что плитку кладут так, что лицевая часть находится на одном уровне с окружающим грунтом. Таким образом земля выступает в роли опалубки и удерживает плитку на месте.

Последовательность работ:

  • делается разметка;
  • в земле роется траншея;
  • дно и борта уплотняются трамбовкой;
  • делается засыпка щебнем, трамбуется и насыпается слой гравия и песка;
  • укладывается плитка.

Единственный минус этого способа в том, что земля может осыпаться, просаживаться или выветриваться. Поэтому стоит подумать об укреплении. Оптимальный способ – высадить газонную траву по линии укладки. Корни надежно укрепят землю от разрушений, а трава украсит ландшафт.

Использование цементного раствора

Еще одна технология, позволяющая уложить тротуарную плитку без бордюров своими руками. В этом случае последний ряд ФЭМ садится на цементный раствор по периметру. Этот способ позволяет получить крепкое и долговечное покрытие

Однако важно не экономить на цементе, желательно использовать марку 400

При использовании этого метода проще всего работать с квадратной плиткой. Если брать фигурную, то могут возникнуть проблемы при совмещении рисунка тротуара.

Последовательность работ:

  • подготовка основания – с поверхности снимается верхний слой почвы и делается подушка из щебня и песка;
  • проливается водой и утрамбовывается;
  • сделать разметку;
  • первый ряд кладется на готовый раствор, а остальные укладываются на смесь цемента и песка. Можно использовать только песок, однако у покрытия снизится прочность.

Можно начинать работы со второго ряда, а первый монтировать в последнюю очередь. Однако в этом случае есть риск получить смещение рядов.

Заключение

Использование гранитного бордюра в качестве ограждения, позволит на долгие десятилетия не проводить его реконструкцию или ремонт. Этот камень легко поддается распиловке, термообработке. Эстетичный внешний вид придаст особую красоту дизайну садового участка или месту захоронения для увековечивания памяти умершему. Из него чаще всего производят ритуальные изделия, которые смогут выстоять при разных климатических условиях до сотни лет. Несмотря на высокую стоимость материала, качество и эксплуатационные свойства признаются лучшими, по сравнению с другими природными камнями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Линейный проект
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: