Как изготовить прицеп для мотоблока

Самостоятельное изготовление сцепного устройства к мотоблоку

Как прицепить?

Важный вопрос для владельцев мотоблоков с прицепами – это способ сцепки. Многие, довольно быстро разобравшись с проблемой, как прицепить телегу к мотоблоку, не учли того, что при постоянном движении отверстия, с помощью которых выполнено соединение разбиваются.

В результате появляется люфт, который оказывает еще более пагубное влияние на детали – и в результате им требуется замена.

Но хоть и заменить крепление на прицепе не составляет особого труда, достаточно просто наварить, с помощью электросварки дополнительный слой металла, или просто заменить часть дышла, с креплением мотоблока это проделать сложнее.

Заводское крепление для навесного оборудования используется также и для сцепки мотоблока с прицепом. Оно надежно зафиксировано в конструкции если произойдет поломка, то простым ремонтом не обойтись – оно нуждается в полной замене.

Что бы этого избежать, в первую очередь необходимо отказаться от примитивного способа сцепления – штыря. Не смотря на свою простоту и кажущуюся надежность, это самый верный способ дотянуть сцепку до неисправностей и поломок. Вместо него стоит использовать только более сложные и уже давно использующиеся приспособления.

Найти их можно по дешевке, или даже бесплатно, если знать, где искать – шаровые опоры есть в любом автомобиле.

Что же касается сцепок заводского производства, которые однозначно обойдутся дороже, но не требуют подгонки – расточки, сварки и зачистки от ржавчины, их можно найти в любой точке продажи подобной техники.

Они бывают разных видов, и делятся по типу: полунавесные, прицепные и навесные, по предназначению их разделяют на специальные, которые пригодны только для монтажа конкретного оборудования. Также бывают универсальные модели, которые подходят сцепки любого вида мотоблоков, таких как Чемпион, Пахарь, Профи, Хутер, Дон, Садко, Форза, Викинг и любого навесного оборудования.

Для тяжелого мотоблока можно применять одинарную усиленную сцепку, с помощью которой можно установить парные орудия с похожей двойной сцепкой. Универсальную сцепку применяют для присоединения самого прицепа, и парных навесных инструментов.

Также, существуют специальные сцепки, в виде двух п-образных креплений, которые соединены с помощью профиля квадратного сечения. Со сцепками шарнирного типа они имеют очень мало общего и являются соединителями для нескольких видов навесного оборудования и прицепов.

Такие сцепки, в первую очередь хороши своей надежностью. Они изготавливаются с толстой стали, стойкой к большим нагрузкам, а их конструкция позволяет им работать под разными углами без последствий для их целостности.

От самодельных деталей, такие изделия отличает малый размер и небольшой вес. К тому же, в некоторых из них предусмотрена возможность регулировки длины и высоты вылета, в зависимости от того какого типа тележка используется.

В том случае, если сцепка по каким либо причинам не стает на место, остается возможность установить переходник с зацепом. Таким образом, сцепка к мотоблоку к телеге может быть разного вида, но успешно выполнять свою функцию. Все зависит лишь от того, какой именно вид изделий вы предпочитаете.

Нужны ли права на мотоблок с прицепом

Существует множество подсобных работ, в которых применяются мотоблоки. И на сегодняшний день нигде в официальных документах не прописано, что управление мотоблоками требует наличие прав. По законодательству мотоблоки не относятся к транспортным средствам, которые наравне с другими категориями участвуют в дорожном движении. Поэтому можно смело выезжать на поля и проселочные дороги, которые не контролируются ГАИ.

При передвижении по дорогам общего пользования необходимо учитывать, что данный транспорт не имеет права двигаться по ним. Это четко должно прописываться в техпаспорте на мотоблок. Однако, существуют моменты, когда приходится пересекать такие автодорожные участки. Если попасть на контрольную машину автоинспекции, то можно получить довольно неприятные последствия. Инспектор может проверять любую технику, находящуюся на дороге общественного пользования, и в праве выписать штраф за такую езду, ведь мотоблок относится к технике, пусть даже для обработки земли.

Также водитель мотоблока должен знать правила дорожного движения, даже при отсутствии прав на вождение. Поэтому автоинспектор в праве потребовать хотя бы одну открытую категорию на пользование транспортным средством, чтобы удостовериться в знании основ дорожного движения, но это касается только дорог общего пользования.

Получается, что прав на мотоблок и не надо, в то же время нужен документ, который подтвердит знание правил поведения и движения на дороге.

Совет. Чтобы не возникало никаких проблем с автоинспектором, владелец мотоблока обязательно должен знать правила дорожного движения, иметь как минимум открытую категорию А и не забывать удостоверение при необходимости выезда на дорогу.

Водителям самодельных мотоблоков с прицепов вовсе не рекомендуется выезжать на дороги, чтобы не попасться на глаза ГАИ. В противном случае, это грозит большим штрафом.

Сконструировать прицеп для мотоблока своими руками по чертежам и размерам не представляет большой сложности. Главное, иметь желание и уметь обращаться с инструментом. На нашем сайте можно выбрать схему и просмотреть фото, сделанные владельцами прицепов. Имея в хозяйстве такого помощника, работу можно выполнить в несколько раз быстрее и получить от этого огромное удовольствие.

Основные детали телеги

Типовая конструкция тележки для мотокультиватора состоит из определённого набора элементов, но её несложно переделать под свои потребности. Например, владелец мотоблока может решить, что нужны дополнительные компоненты. Основные детали будут такими:

Подвеска. Она может быть осевого или портального типа. Допускается установка амортизатором, но с ними снизится грузоподъёмность, а вся конструкция будет более сложной. Упругие элементы не требуются, если владелец планирует ездить на невысокой скорости, при этом шины колёс имеют довольно высокий профиль.
Рама. Её сваривают из отрезка профилированной трубы.
Кузов. Варианты: с откидными или неподвижными бортами. Материалы: стальной лист, древесина или фанера. Металл соединяют сваркой, дерево — металлическим уголком. Стальная телега выглядит основательно, она более надёжна. Недостаток — большой вес.
Дышло. Этот компонент соединяет мотоблок и прицепное устройство. Длину следует подбирать так, чтобы было удобно поворачивать.
Сиденье. Его фиксируют к тележке или сцепному устройству.
Руль

Самое важное при разработке этого механизма — добиться, чтобы на неровной местности не возникал риск деформации, а также не было повышенных нагрузок на скручивание. Задача рулевого механизма — обеспечить горизонтальное сочленение шарнирного типа с двумя степенями свободы.

Тележка опирается на два или четыре колеса. Соответственно, она получается двухосной или четырёхосной. Что выбрать, владелец мотоблока решает сам. Вариант с четырьмя колёсами устойчивее, но он сложнее в изготовлении. Кроме того, двухосная телега весит больше, чем двухколёсная. Рекомендуется ориентироваться на мощность мотоблока.

Варианты сбрасывания

По режиму освобождения от груза прицеп бывает:

  1. Самоопрокидывающийся — основан на физическом принципе обычного рычага.
  2. Поднимающийся механически — с помощью приспособлений или механизмов.

Рассмотрим особенности каждого вида.

В самоопрокидывающемся варианте кузов укреплен на оси и подшипниках или на петлях. Они должны быть расположены на оси, проходящей по центру тележки, или очень близко к ней. Кузов поднимается обычной рукоятью, прикрепленной к нему. Чтобы тележка не опрокинулась сама (например, если груз во время перевозки переместился в конец), необходимо установить фиксатор, стопорящий ручку или сам кузов.

Второй вариант предусматривает подъем механическим способом с помощью мотора, гидросистемы, масляного насоса или простого домкрата, укрепленных непосредственно под кузовом.

Виды и назначение моделей основных конструкций мотоблочных прицепов

Основные виды и модели прицепов для мотоблоков, созданных своими руками, классифицируются по типу конструкций кузовной части самоделки:

  • цельные конструкции;
  • конструкции-трансформеры с откидными бортами;
  • самосвальные типы кузовов.

Цельная конструкция прицепа включает наличие жесткого несъемного корпуса бортов. Благодаря жесткости конструкции прицеп позволяет перевозить грузы как в насыпном, так и в фасованном виде. Кузов имеет большую жесткую платформу рамы, связанную сварным соединением с ограждениями бортов. Для загрузки и выгрузки предусматривается откидной задний борт.

Конструкции-трансформеры являются прицепами универсального применения, они имеют функции как прицепа с жестким кузовом, так и платформы для перевозки крупногабаритных грузов. Рамная основа – жесткое основание, а откидные или съемные борта при трансформировании образуют дополнительную площадь плоской платформы.

Самосвальный тип мотоблочных прицепов позволяет проводить опрокидывание и без дополнительного усилия проводить выгрузку сыпучих грузов.

Готовые варианты

Если начать сравнивать заводские телеги для мотоблоков цены их покажутся просто заоблачными, учитывая то, что применяться такое изделие будет на ограниченной территории и по простому маршруту.

Хотя их качество все же привлекает внимание многих владельцев мотоблоков, которые по тем или иным причинам не занимаются их изготовлением в домашних условия. Хотя посмотреть есть на что – оцинкованные борта и днища, тормоза на любой вкус и мягкие сидения с подножками – практически все виды комфорта

Можно получить даже гарантию на изделие. Но, поскольку все они производятся по определенных стандартах, их размеры, грузоподъемность и общее удобство конструкции, зачастую не соответствуют запросам, которые ставят покупатели. Поэтому, серьезным является вопрос выбора – покупать или сделать самому?

  • Тележка ТПМ-350-1 для мотоблоков, оснащена ленточными тормозами, с не оцинкованным самосвальным типом кузова, имеет размеры 1,2 метра на 1 метр. Грузоподъемность этого изделия – 500 килограмм.
  • Тележка подходит для многих моделей мотоблоков, как зарубежных, изготовленных в Китае, таки для отечественных, в которых используются комплектующие поставляемые из Китая. Ее общая длина составляет 2,6 метра, а ширина 1,3 метра. Цена в среднем составляет около 18 000 рублей.
  • Тележка ТП-350-1 оцинкованная разборная для минитрактора, кузов которой полностью собран из оцинкованных листов стали, оснащена также светоотражающими элементами. При собственной массе в 90 килограмм, ее грузоподъемность составляет около 500 килограмм.
  • Размеры кузова 1,1 метра на 1 метр ровно. На эту телегу установлены дисковые тормоза, она является полностью разборной. Правда, в стандартной комплектации она подходит только для того, что бы цепляться к минитрактору.
  • Для того, что бы использовать телегу вместе с мотоблоком нужно будет дополнять ее необходимым креплением. Средняя цена такого изделия в среднем составляет примерно 20 000 рублей.

  • Прицеп

это тележка, которая, не смотря на название, может использоваться не только с мотоблоками данной фирмы, но также и с их аналогами. А их предостаточно, поскольку как и мотоблоки, она произведена в Китае.

То же касается и навесного оборудования, а точнее крепления для него.

Габариты кузова прицепа – 1,4 метра на 1 метр ровно, высота – 1,13 метра. Тип прицепа самосвальный с грузоподъемностью 350 килограмм. Из доступных удобств, которыми оснащены все без исключения прицепы этой модели – удобный бардачок, который расположен под сидением.
Средняя цена такого прицепа составляет примерно 17 000 рублей.

Разновидности прицепов

Мотоблок является техникой с ограниченной тяговой силой. К нему нельзя бездумно прицепить любой прицеп и загрузить его настолько, насколько позволяет высота бортов кузова. В первую очередь, выбор прицепа для мотоблока осуществляется по габариту и грузоподъемности:

  • Легкие мотоблоки комплектуются мотором мощностью до 5 л. с. Для таких агрегатов оптимальные размеры прицепа составляют: ширина – 1 м, длина – 1,15 м. Максимальная грузоподъемность – до 300 кг. Цена таких прицепов заводского изготовления колеблется в пределах 200 у. е.
  • Средний класс мотоблоков наиболее востребован частниками. Такая техника уже работает от мотора мощностью более 5 л. с. Сюда подойдут прицепы шириной 1 м и длиной до 1,5 м. В магазине их стоимость колеблется от 250 у. е.
  • Профессиональные мотоблоки тяжелого класса комплектуются моторами мощностью от 8 лошадиных сил. Техника способна осилить прицеп шириной 1,2 м, а длиной от 2 до 3 м. Для таких габаритов необходима прочная опора, что объясняется наличием двух осей. Цена прицепов заводского изготовления начинается от 500 у. е. Во время перевозки грузов нельзя из мотоблока «выжимать» все, что он может. От сильного перегруза происходит перегрев двигателя, сопровождающийся быстрым износом рабочих деталей.

Выбор прицепов по разновидности конструкции больше влияет на комфорт пользования:

  • Самые дешевые при покупке и простые в изготовлении являются модели с цельным кузовом. Борта капитально закреплены с дном и не могут открываться во время разгрузки.
  • Оптимальный вариант по соотношению цена/простота изготовления – это прицеп с откидными бортами. Причем на кузове он может открываться только один задний или вместе с боковыми. Такие модели очень удобны при перевозке габаритных грузов, главное, чтобы их вес не превышал допустимую норму.
  • Самосвалы более дорогие и сложнее в изготовлении, но они удобны при разгрузке сыпучих грузов.

Зная, какие бывают прицепы, можно подумать о более подходящем для себя варианте.

Материалы и инструменты

Прежде чем делать своими руками прицепное устройство для мотоблока «Нева» или другой марки, нужно ясно представить себе, что получится в итоге. Полезно посетить магазин, где продаются заводские прицепы, и посмотреть, как они устроены. Мотоблок с телегой — устойчивое транспортное средство, поскольку он опирается на 3 или 5 колёс. На прицепе можно перевозить внушительный вес, а сколько именно, зависит от характеристик модели (нужно читать инструкцию). Вот то, что понадобится для изготовления прицепа своими руками:

  • Чертежи с размерами рамы, дышла, кузова, осей, колёс и других элементов. Параметры будут отличаться в зависимости от мощности мотоблока, используемых материалов и желаемой грузоподъёмности.

  • Квадратный профиль. Труба из стали размером 20−40 и 30−50 мм пойдёт на изготовление руля и рамы.
  • Уголок. Толщина — 3−4 мм, стороны должны быть 30 или 40 мм.
  • Листовое железо толщиной 1,5−2 мм. Допускается заменить фанерой, досками или профлистом с мелким шагом. Это нужно для изготовления кузовной части.
  • Заготовка для оси. Подойдёт стальная труба, её толщина подбирается в зависимости от конфигурации колёс.
  • Крепёж. Болты, шурупы, гайки, саморезы и прочее, что обычно используется для скрепления металлических или деревянных деталей.
  • Колёса. Характеристики подбираются с учётом возможной нагрузки. Шины должны быть пневматическими.
  • Заклёпочник для соединения листового металла. Также нужно запастись набором заклёпок.
  • Болгарка и угловая шлифмашина. Понадобятся пильные диски, отрезные и абразивные круги.
  • Сварочный аппарат. Он нужен для приваривания металлических деталей.
  • Дрель. Вместо неё можно использовать напольный или настольный станок для сверления, зенкерования и нарезания резьбы.

Как приспособить автомобильный прицеп к мотоблоку?

Фаркоп любого автотранспорта (в нашем случае – легкового) сильно отличается от сцепки мотоблока, предназначенной для навесного оборудования. Как правило, на автомобилях используется шаровой крепеж, в то время как у одноосной садовой техники чаще стоит сцепка типа «серьга». Но самодельный переходник использовать нельзя ни в коем случае, поскольку заводские фаркопы производятся в полном соответствии сопромату, что сложно соблюсти при кустарном изготовлении.

Как правило, крепление автомобильного прицепа с шаровым соединением легко снимается, поскольку зафиксировано болтами. В этом случае проще заменить его сцепкой для мотоблока, закрутив те же болты, если позволяют размеры. Но главное, что следует учитывать – это отсутствие у автомобильного прицепа тормозов. Ему они и не нужны, поскольку автомобиль, останавливаясь, служит надежным препятствием для дальнейшего движения. Тележки же для мотоблока все без исключения имеют тормоза, которые нехитрой тягой соединяются с педалью на продольной штанге, цепляющейся к мотоблоку.

Еще один нюанс заключается в том, что автомобильный прицеп рассчитан на гораздо большую массу клади, чем мотоблочный, и, как следствие, большая нагрузка иногда выходит за пределы предусмотренной для одноосной техники. И, конечно, довольно сложно будет управлять мини-грузовиком, сидя на доске, уложенной на борта автомобильного прицепа, ведь сиденье на нем не предусмотрено.

Устройство прицепа на трактор

Перед началом создания собственного прицепа важно знать его устройство и конструктивные особенности. Состоит из следующих деталей:

  • бортовой кузов;
  • несколько колес и ходовая часть;
  • основа — металлическая рама;
  • механизм для подъема кузова;
  • прицепное для соединения с трактором.

Также в зависимости от сферы использования и требуемых характеристик, выделяют два вида прицепов:

  1. С одной осью — самая простая и популярная модель, особенно актуальна для транспортировки сыпучих или иных материалов;
  2. С двумя осями — имеют мощную конструкцию и поэтому позволяют перевозить тяжелые грузы и материалы.

Функции трактора

Любой трактор должен иметь возможность выполнять несколько функциональных обязанностей, ведь работа его направлена на фермерские и приусадебные хозяйства. Если использовать навесное оборудование, трактор способен:

  • собирать снег зимой;
  • собирать урожай в садах, полях, фермерских участках;
  • перевозить различные грузы;
  • пахать и обрабатывать землю.

И без прицепа выполнить такие задачи бывает невозможно, а значит каждый кто покупает трактор, должен позаботиться о таком оборудовании как прицеп. Используя прицеп-самосвал, вы с легкостью выполните такие задачи как сбор и выгрузка урожая, перевозка рассады, транспортировка урожая, строительных материалов и многое другое.

Как сделать на трактор прицеп

Мы рекомендуем изготавливать одноосные прицепы своими руками, они простые и не требуют особых затрат и навыков. К основным этапам создания можно отнести:

  1. Создание чертежа будущего, который создается на основе таких показателей как будущее применение, грузоподъемность, размеры каждой детали и т. д.;
  2. Заготовка необходимых материалов — швеллеры, стальные листы, трубы, колеса, фанерная доска, ходовой блок. Старайтесь выбирать металлические материалы хорошего качества.
  3. Изготавливается рама, в которой обязательно нужно сделать переднюю траверсу, присоединить сваркой крепления для центральной оси и создать прочную заднюю балку.
  4. При помощи шарниров и лонжеронов (боковые) создается основа колес. При этом закрепляется ось к раме.
  5. Создание кузова. Основным материалом послужит листовая сталь, которая подбирается достаточной толщины и качества.
  6. Изготовление прицепного оборудования, в процессе работы вам нужно создать баланс между креплением дышла и рамы прицепа.
  7. Создание и монтаж механизма для опрокидывания. Создать его самому крайне сложно, поэтому берется готовый гидроцилиндр и крепиться к кузову. Его задача — опрокинуть кузов и высыпать груз. При желании можно обойтись без такого механизма.
  8. Обкатка прицепа, проводиться посредством недолгого движения без нагрузки на прицеп.

Важным этапом является установка колес, отличным преимуществом будет то, что на самодельный прицеп можно устанавливать колеса и даже рессоры с различных автомобилей. Но учитывайте тот момент, что устанавливать колеса нужно по центру прицепа для равномерной нагрузки.

Видео

Ходовая часть

Сама конструкция прицепной части мотоблока не представляет особой сложности, а вот ходовая часть – это совсем другое дело. В основе лежит балка, на концах которой размещаются ступицы. Швеллер сваривают между собой так, чтобы получился квадрат. Сварочный шов выполняется сплошным для прочности конструкции. На нижнюю часть квадрата (балки) приваривают ступицы, надевают колеса для прицепа к мотоблоку и проверяют их параллельность. Если условие выполнено, значит, конструкция сварена правильно.

Балку и раму прицепа соединяют при помощи рессор, установленных в специальные кронштейны на раме, заранее предусмотренные в схеме. Вся конструкция прицепной части в сборе проверяется на устойчивость, она не должна опрокидываться.

Совет. Чтобы транспорт прослужил долго и не ломался, следует периодически выполнять его техническое обслуживание, которое заключается в ежедневной чистке после работы и смазке соединений.

Устройство телеги для мотоблока

Самый простой вариант прицепа, телеги для мотоблока представляет монолитный блок, который размещается на решетке каркаса. Для изготовления нужны траверсы, лонжероны из труб. К трубам, расположенным вдоль конструкции, прикрепляются 4 стойки.

И уже к ним (к их верхнему блоку) производится приваривание обвязок изготовленных из уголка. В том случае, если нужно прицеп дополнить бортами откидного типа, рамки нужно изготавливать отдельно от несущего каркаса. Платформенную решетку лучше всего покрыть листом из дюралюминия, прикрепив его болтами.

Для конструкции бортиков используют тонкие листы металла, фиксируя их с помощью сварки.

В зависимости от того, какие будут размеры телеги для мотоблока, можно изготовить несколько вариантов балки, к которой крепится ось с колесами. Для большого прицепа подходит только сборная, которая состоит из двух швеллеров вставленных друг в друга и скрепленных сваркой.

Для малой телеги, небольшого размера, можно обойтись и квадратным профилем. Такое устройство позволит выполнять простейшие функции по перевозке грузов и пассажиров. Оснащенная рессорами телега для мотоблока фото иллюстрируют их распространенность и популярность.

Благодаря тому, что их очень просто изготовить и ремонтировать, а откидные борта облегчают погрузку и разгрузку, эти телеги широко используются во всех хозяйства, где в наличии есть практически любой мотоблок, будь то Луч, Тарпан, Крот, Зубр, Нива, Салют, Лифан 6,5, Хускварна, Карвер или какой-нибудь другой.

Более подробно о телеге для мотоблока смотрите на приведенном видео:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Линейный проект
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: