Тротуарный бордюр
При выборе тротуарного бордюра необходимо обращать внимание на технические показатели
Физические характеристики
К ним относятся:
- Марка прочности. Бетон должен иметь марочную прочность М400 и выше. Класс бетона. Рекомендуется класс бетона В30 (прочность бетона 39,29 МПа). Морозостойкость. Бордюрный камень должен выдерживать от 200 до 300 циклов. Срок эксплуатации. Производители гарантируют долговечность изделия и срок службы до 20 лет.
Преимущества тротуарного бордюра
Достоинства бетонного бордюрного ограждения:
долговечность; морозостойкость; влагостойкость; износостойкость; устойчивость к механическим повреждениям; эстетичность; простота установки.
Плюсы и минусы наличия ограждения
Правила выбора
В первую очередь при выборе бордюра необходимо подобрать материал. Данный параметр сказывается на длительности ограждения, его фактуре и внешнем виде. Также учитывают следующие критерии:
- стоимость отдельных секций и общие затраты на организацию бордюра;
- выбор подходящего решения для собственного участка с учетом ландшафта и окружающих построек;
- необходимость организации высоких грядок или небольших элементов высотой до 20 см;
- установка в теплице или под открытым небом;
- возможность регулярной обработки или минимального ухода.
Если сделать неправильный выбор, бордюр не прослужит долго. На него могут воздействовать разрушительно внешние факторы, такие как осадки и ультрафиолет. Кроме того, некоторые модели придется выбирать на зимний период, так как на конструкцию может воздействовать излишняя влага и чрезмерная снеговая нагрузка.
Металлический бордюр: назначение, преимущества, недостатки
Бордюр выполняет декоративную функцию, используется для зонирования отдельных участков. Единая конструкция для нескольких грядок и цветников поможет на дачной или загородной территории получить ландшафт, оформленный в едином целостном дизайне. По сравнению с иными видами ограждений металлический бордюр имеет целый ряд преимуществ:
- высокая прочность, которая обусловлена физическими свойствами материала изготовления;
- устойчивость к перепадам температур, атмосферным осадкам, солнечным лучам и влажности;
- конструкции не страшны грибки, насекомые, грызуны;
- отличное сохранение формы дорожки и привлекательного вида на долгие годы;
- несложный монтаж, на практике это обычное заглубление металлической ленты в грунт;
- высокая гибкость материала, которая дает возможность использовать металл для оформления дорожек извилистой сложной формы.
Среди недостатков металлических бордюров для газонов можно выделить коррозию, которой подвержены материалы и сплавы, и высокую стоимость.
Правила выбора
При выборе материала для изготовления бордюра в первую очередь учитывается место будущей установки. В саду можно установить пластиковые или металлические конструкции, а на дороге для организации тротуара потребуются бетонные или каменные изделия.
Также учитываются следующие факторы выбора
- износостойкость;
- устойчивость к механическому и физическому воздействию;
- защита от воздействия влаги;
- стойкость к отрицательным температурам;
- защита от биологических факторов.
Также учитываются такие параметры, как декоративные свойства и цветовое решение
По данному критерию принимают во внимание материал и фактура основной дорожки, сложность и многообразие ландшафта
Рядом с каменными или бетонными дорожками используются аналогичные бордюры. Они могут соответствовать по оттенку или представлять собой контрастное решение. Дорожки из гравия дополнят деревянные или каменные элементы. Хорошо смотрятся невысокие растения в качестве изгороди.
Бордюры применяются не только для оформления тропинок и тротуаров. Их также используют для выделения клумб и грядок огорода. Конструкция может быть квадратной, прямоугольной, овальной или круглой.
Как ставить?
Монтаж самодельного бордюра начинается с удаления верхнего пласта грунта на глубину не менее половины его высоты, но при этом она должна хотя бы в 1,5 раза превышать параметр высоты полученного изделия. Участок надо правильно разместить, зафиксировать отметки деревянными колышками и натянутыми между ними нитями.
На дно подготовленной траншеи нужно будет засыпать послойно щебенку и песок в 5-8 см. Все хорошенько утрамбовывается. Потом замешивают состав из цемента и песка в соотношении 1: 4. Бордюры надо будет установить на полученную смесь, а потом утрамбовать специальным резиновым молоточком
На этом этапе очень важно держать под контролем горизонталь в соответствии с протянутым между колышками шнурком и показателем строительного уровня. Как только будет до конца выставлен целый ряд бордюрных составляющих, с обеих сторон от них нужно насыпать песок и для плотности пролить его водой
Способы укладки в зависимости от типа основания
Хозяевам, которые планируют обустраивать тропинки на дачном участке своими руками, необходимо выбрать материал будущего основания правильно. Это может быть песок, бетон или щебень.
Кроме того, стоит знать про два вида кладки:
- Шовный. Плитняк подбирается как, чтобы через сутки после мощения зазоры между элементами составляли не больше 1 см.
- Бесшовный. Каждый камень вплотную подгоняется к другому за счет обрезки лишних частей болгаркой. Рисунок дорожки получается естественнее и красивее, чем в первом варианте. Однако процесс трудоемкий и потребует немало времени.
Фото: распил плитки под нужный размер
На подушку из песка
Основные плюсы такого способа укладки:
- скорость создания;
- простота мощения;
- практичность;
- доступная цена материалов;
- легко поддается ремонту.
Фото: проверка горизонта укладки при помощи уровня
Минусы:
- такое основание не выдерживает больших нагрузок;
- со временем камни могут начать сдвигаться.
Технология укладки выглядит так:
- Проводится разметка участка. По бокам вбиваются колышки, вдоль которых натягивается веревка.
- Снимается верхний слой грунта до 30 см. Дно трамбуется.
- Настилается геотекстиль. Он продлит срок службы дорожки. Основание не будет давать просадку, корни сорняков не разрушат целостность аллеи.
- Засыпается песчаная подушка в 15 см, увлажняется водой, трамбуется. Поверхность выравнивается.
- Чтобы края тропинки не начали сдвигаться, по бокам устанавливаются бордюры из камней, дерева или пластика.
- Каждая плитка вдавливается в основание резиновой киянкой. Швы между элементами должны быть не больше 2 см.
- Зазоры заполняются песком или семенами газона.
Песчаная подушка – это отлично подходит для оформления пешеходных зон, тропинок в саду.
На бетон
Преимущества такого типа мощения:
- долговечность покрытия;
- способность выдерживать большие нагрузки;
- устойчивость к воздействию внешней среды;
- возможность создавать интересные мозаики из камней.
Недостатки:
- процесс подготовки основания требует времени и труда;
- обязательно создание чернового варианта дорожки;
- траты на покупку материалов будут существенными.
Рассмотрим мощение плитняка на бетон пошагово:
- После разметки выкапывают траншею глубиной до полуметра необходимой ширины. Землю на дне трамбуют.
- По бокам устанавливают опалубку под стяжку.
- Засыпают слой бута, щебня или битого кирпича в 20 см.
- Сверху заливают бетонным раствором, разравнивают. Основание будет готово в течение 3–5 дней в зависимости от погоды. Чтобы поверхность не пересохла, ее нужно увлажнять водой.
- Тем временем плитняк очищают от загрязнений. Готовят черновой вариант тропки. При необходимости края камней подгоняют болгаркой.
- Материал крепят к бетонному основанию на специальный клей. Его рекомендуется развести с песком и цементом в пропорции 1:2.
- На каждый камень наносят клей. Потом камни плотно вдавливают в бетон, прижимая их друг к другу. Излишки смеси сразу удаляют влажной тряпкой.
- Через несколько часов после окончания кладки с поверхности сметают мусор. При необходимости промывают ее водой.
Бетонное основание следует использовать для укладки подъездных дорог автомобилей, парковых зон с активным движением.
На щебень
Преимущества и недостатки такого типа основания аналогичны мощению на песок. Последовательность также схожа. Только сверху песчаной подушки еще насыпается слой щебня. После чего содержимое увлажняется, трамбуется и можно приступать к укладке плитняка. Зазоры между элементами заполняют песком или мелким гравием.
Какое сырье подойдет для бордюрных камней?
При оформлении тротуаров и садовых дорожек используются следующие материалы:
Пластик | Это универсальное решение для садового или загородного участка, так как не потребуются значительные вложения. Материал обладает небольшим весом и стандартными размерами. При этом для него не характерны большие показатели по долговечности и прочности. Монтаж не займет много времени, ведь главное только выровнять конструкции по отношению друг к другу. |
Металл | Это один из долговечных и прочных бордюров. Изготовление допускается из меди, алюминия, нержавеющей стали. Форма представлена отдельными прутьями или лентой. Последний вариант отличается длительным сроком службы. Ленты отличаются небольшим заглублением до 10 см, а прутья носят декоративную, а не ограждающую функцию. |
Бетон | Это фундаментальное решение, которое отличается повышенной устойчивость к воздействию влаги и низким температурам. Обеспечивается простой уход и относительно небольшая стоимость. При необходимости бордюры можно изготовить самостоятельно, но допускается приобретение и готовых конструкций. При этом производители предлагают минимальное разнообразие при выборе бордюров. |
Дерево | Вариант эффективен, если дорожки выкладываются из спилов, колышков, брусков или полноценных досок. Готовые бордюры предлагают производители, но можно самостоятельно подготовить бордюры из подручных материалов. Среди достоинств можно выделить простую установку, прочность и экологическую безопасность. Также существует множество вариантов конструкций, использование практически любой древесины. |
Кирпич | Используется облицовочный или клинкерный кирпич. Это хорошее решение для отделки дорожек из брусчатки, плитки или камня. Среди преимуществ можно выделить долговечность и повышенную прочность, экологическую безопасность, устойчивость к воздействию солнечных лучей, развитию плесени или грибка. |
Камень | Одним из лучших материалов является природный камень. Материал отличается повышенными прочностными и эстетическими качествами. К достоинствам относят рекордную долговечность и устойчивость к механическим воздействиям. Каждая порода камня обладает уникальной текстурой и окраской. |
Отдельного внимания заслуживает зеленый бордюр. При его выборе используют низкорастущие растения, которые приходится постоянно подрезать. С работой можно справиться самостоятельно, но нужно создавать ровную прямоугольную форму. В качестве живой изгороди может использоваться бадан, лаванда, гвоздика или шалфей. Высота составляет не более 30 см.
Укладка дорожного бордюра
Технология не отличается от укладки тротуарного бордюра. Разница заключается в масштабе работ.
- Подготавливается площадка под укладку бордюрного камня с последующим рытьем траншеи шириной в 40 см и глубиной большей, чем высота бортового камня, на треть. На утрамбованное дно траншеи засыпается щебень с песком с общей высотой слоя 15 см. Подготавливается раствор для сцепки изделий с основанием в пропорциях 2,5:1:2:2 (песок, цемент, мелкофракционный щебень, вода). На основание накладывается раствор. Устанавливается бордюрный элемент. С помощью резинового молотка изделие простукивается до погружения в раствор на треть своей высоты. Стыки скрепляются между собой раствором с обеих сторон, затем заполняются остальные зазоры траншеи.
Видео про распил дорожного бордюра под углом
Дорожные блоки распиливаются под углом для более плотного прилегания отдельных элементов друг к другу. Распил бордюра дорожного производится болгаркой по бетону. Эта процедура производится в том случае, когда необходимо регулировать длину ограждения.
Скошенные края зашлифовываются, чтобы поверхности быстрее и лучше схватились друг с другом при монтаже.
Сколько весит бордюр и поребрик
Масса камня отличается, причем в большинстве случаев – существенно. Она может быть разной из-за того, что для производства такого изделия применяется различный материал: бетон без наполнителя и с наполнителем, без арматуры и с арматурой. Кроме того, вес продукции разных марок тоже отличается, даже если кажется, что у них все параметры одинаковые. Производитель может дать свои размеры, которые несколько отличаются от стандартных. Погрешности на каждом участке суммируются, в общей сложности получается дополнительная часть материала. По этой причине рекомендуется уточнять у производителя все параметры.
Изделия существенной длины (3-6 м) создаются с учетом нагрузок, которые будут оказываться на них. Это требует применения более прочного материала – тяжелого бетона с наполнителем. В состав могут входить и другие компоненты, повышающие прочность, морозоустойчивость и т. д. Как результат, вес бордюров разной длины отличается. Например, прямолинейные изделия представлены вариантами различного веса в диапазоне 18-145 кг. Камни с арматурой характеризуются весом от 100 до 1170 кг. Причем ГОСТом установлены отклонения от стандартных значений размеров, они составляют 3-4 мм.
Плетеный бордюр
Такой бордюр считается эстетическим, так как при его изготовлении используются натуральные материалы. Для того чтобы сделать такой бордюр самостоятельно необходимо:
- Подготовить тонкие чурбачки из дерева, ивовые прутья, ровные выстроганные палочки.
- Очистить прутья от коры.
- Покрыть их специальным раствором для лучшей сохранности.
- По периметру клумбы вставляете палочки в землю, с шагом в 3–5 см.
- Обвить палочки прутьями из ивы.
Как видно, существует много вариантов красивого и гармоничного дополнения садовых дорожек в виде бордюров. При наличии фантазии и желания можно самостоятельно украсить участок и наслаждаться красотой.
Размеры и вес
На территории Российской Федерации действует ГОСТ, который регламентирует такие показатели и габариты бордюрных камней, как высота, ширина, длина и вес. Так, например, на строительном рынке вы сможете найти строительные блоки таких габаритов: 1000х300х150, 1000х200х40, 500х200х80, 1000х200х80 и т. д. При этом каждый из размеров весит по-разному. По размеру и весу разделяют несколько категорий бордюрных камней:
- БР (рядовой);
- БУ (рядовой уширенный);
- БУП (рядовой уширенный прерывистый);
- БЛ (прямой с лотком);
- БВ (въездной);
- БК (радиальный, радиус кривизны 5-15 м).
Рассмотрим самые популярные размеры строительных бордюрных блоков:
- 1000х200х80 с весом в 40 килограммов (чаще всего используется для обустройства газонов и садов);
- 500х200х30 с весом в 6,65 килограммов (достаточно тонкий строительный блок);
- 500x200x70 с весом в 15 килограммов (основной способ изготовления – вибролитье);
- 500х200х80 с весом в 18 килограммов (с помощью данной разновидности обустраиваются пешеходные зоны);
- 500х200х60 с весом в 16 килограммов (используется в парках).
Изготовление бордюров своими руками: готовим бетон и заливаем формы
Для самостоятельного создания ограждений из бетонного раствора понадобится:
- речной песок;
- цемент;
- пластификатор;
- пигментная добавка (для цветного ограждения);
- отработанное машинное масло.
Технология приготовления состоит из следующих этапов:
- Цемент, песок и щебень смешиваются в бетономешалке в пропорциях 1:3:4 соответственно. Сначала в бетономешалку засыпается половина порции песка и щебня, перемешивается, затем загружается цемент и полностью остатки щебня с песком. Сухая смесь переваливается в бетономешалке не менее 5 минут.
- Пластификатор растворяется в воде согласно инструкции и выливается в бетономешалку, затем постепенно заливается вода. Количество воды регулировать до тех пор, пока смесь не приобретет консистенцию вязкой массы.
- Разведенный в воде пигментный краситель добавить в раствор и перемешивать его еще в течение 5 минут.
- Форма для бордюров смазывается маслом — впоследствии готовое изделие будет легче вынуть.
- Полученный раствор заливается в форму и извлекается из нее при схватывании — по истечении не менее 2 суток.
Для повышения плотности и прочности изделий рекомендуется использовать вибростол — в формах с раствором из заливки будет удаляться весь воздух. Для бетонного раствора рекомендуется использовать цемент марок М400 или М500, так конструкция получится намного прочнее. А речной песок желательно просеять перед замешиванием, чтобы удалить примеси глины, которая может снизить прочность бетона.
Для дополнительной прочности в формы, наполовину заполненные раствором, укладывается арматура, которая затем заливается остатками раствора. Окончательно бетонное изделие наберет марочную прочность только через месяц, поэтому раньше монтировать бетонные блоки не рекомендуется.
Декоративное ограждение из пластиковых бутылок
На любом участке или в доме найдутся старые пластиковые бутылки, которые может найтись идеальное применение. Из них можно сделать декоративный бордюр.
Если нет пластмассовой тары, на её смену может прийти стеклянная. Однако, стекло хрупкое, поэтому есть риск его быстрого разрушения.
Перед началом работы следует подготовить нужное количество пластмассовых бутылок. Все они должны быть одного размера и формы. При желании покрасить бордюр, может быть использован любой цвет.
Если покраска не запланирована, то элементы нужно подбирать так, чтобы в комплексе они выглядели гармонично. Чтобы со временем избежать деформации пластика, бутылки нужно наполнить песком или землёй.
Когда все элементы будут подготовлены, их можно по очереди вкапывать в почву, формируя бордюр вокруг цветника.
Самодельный бордюр из пластмассовых бутылок может простоять долгое время. При повреждении одной из бутылок, её не сложно заменить. К тому же ограждение для клумбы можно покрасить в любой цвет, тем самым внести изменения.
Итак, дизайн ландшафта сегодня довольно популярная тема для размышления. На что только не идут люди, желающие преобразить свой участок. Создание бордюров в этом случае одна из важнейших целей.
Характеристики и требования к параметрам
Параметры дорожных бордюров строго стандартизированы:
- по габаритам;
- весу;
- прочностным характеристикам.
Эти показатели будут зависеть от основного рабочего материала, модификации, габаритов и технологии изготовления.
Вес
Вес дорожных бордюров зависит от рабочего материала камня и его размеров. Этот показатель стандартизирован, исключение составляет вибролитые изделия, поскольку они отличаются видоизменяемой геометрией, следовательно, вес готового изделия может изменяться.
Весовые характеристики дорожных бордюров разной модификации:
- городской, бетонный, обычный,100*30*15, 105 кг;
- городской, бетонный, усиленный, 100*30*18, 120 кг;
- городской бетонный, усиленный, высокий, 100*60*20, 280 кг;
- магистральный, обычный, бетонный, армированный, 300*30*15, 320 кг;
- магистральный, усиленный, бетонный, армированный, 300*30*18, 380 кг;
- магистральный, бетонный, усиленный, высокий, армированный, 300*45*18, 580 кг;
- городской, гранитный, обычный, 100*30*15, 125 кг.
О весе в деталях здесь.
Размеры
По размерам дорожный бордюрный камень должен выпускаться в соответствии с базовым ГОСТ № 6665 от 1991 г. выпуска.
Размерные характеристики дорожных бордюров разной модификации:
- городской, бетонный, обычный,100*30*15,Д/В/Ш:1000/300/150 мм;
- городской, бетонный, усиленный, 100*30*18, Д/В/Ш:1000/300/180 мм;
- городской бетонный, усиленный, высокий, 100*60*20, Д/В/Ш:1000/600/200 мм;
- магистральный, обычный, бетонный, армированный 300*30*15, Д/В/Ш:3000/300/150 мм;
- магистральный, усиленный, бетонный, армированный, 300*30*18, Д/В/Ш:3000/300/180 мм;
- магистральный, бетонный, усиленный, высокий, армированный 300*45*18, Д/В/Ш:3000/300/150 мм;
- городской, гранитный, обычный,100*30*15, Д/В/Ш:1000/300/150 мм.
Больше информации тут.
Плюсы и минусы самостоятельного изготовления бордюрного камня
Некоторые владельцы дач и собственники небольших производственных предприятий изготавливают бордюры своими руками, так как эта операция даёт множество преимуществ:
- Экономия на рабочей силе.
- Самостоятельный выбор сырья для бордюра, что обеспечивает повышенное качество.
- Отслеживание технологии производства бордюров на каждом этапе.
- Точное соблюдение сроков обжига или твердения материала.
- Снижение себестоимости продукции.
- Нет необходимости переплачивать за доставку.
- Самостоятельный выбор нужных технических характеристик готовой продукции.
- Приобретение нового жизненного навыка.
- Возможность реализации готовых изделий в коммерческих целях с получением дополнительного дохода.
- Перспективы развития маленького производства в полномасштабное предприятие.
В то же время, данная самодельная продукция также имеет ряд существенных недостатков, из-за чего многие потребители предпочитают покупку заводской продукции:
- Сомнительное качество готовой продукции.
- Отсутствие сертификата соответствия на бордюры для дорожного строительства.
- Риск нарушения технологии при изготовлении.
- Значительные трудозатраты
- Необходимость приобретения специализированного оборудования,
- Грязный производственный процесс.
- Небольшая экономия при малых объёмах.
- Необходимость наличия свободных производственных и складских площадей.
- Сезонность выполнения работ при отсутствии отопления в помещении.
Таким образом, перед тем, как начать изготавливать бордюрные камни своими руками, необходимо рассчитать все расходы и трудозатраты, после чего сравнить полученные суммы с розничными или оптовыми ценами на готовые материалы от крупных производителей.
Если суммарная выгода не превышает 10% – 20%, но изготовление требует временных затрат, от такой идеи лучше отказаться в пользу покупки готовых товаров.
Укладка по этапам
Каждый вид камня требует соответственной технологии укладки. Но существует единая технология монтажа бордюра, которая подходит для самостоятельной установки ограждения. Она заключает несколько последовательных этапов.
Разметка
следует разбить линию монтажа
На земле нужно отмерить длину ограждения и схематически нанести конфигурацию. По всей длине вбить колышки, на которых отметить расположение грунта и основания.
На заданной высоте верхнего края бордюра натянуть шнур или веревку. Верхняя часть поребрика может располагаться параллельно поверхности земли или под уклоном к ней в зависимости от геологических особенностей участка.
Рытье и подготовка траншеи
Глубина траншеи должна соответствовать расчетной согласно схеме монтажа. Для тротуарного ограждения она равно высоте бордюра + 15-20 см. Для дорожного обрамления — высоте камня.
Ширина траншеи для тротуарного элемента равна его ширине + 5-7 см, для дорожного не менее 30-40 см.
В процесс подготовки траншеи входит очистка основания (уборка мусора и корней), выравнивание и уплотнение. При трамбовке нужно смачивать слой водой, чтобы предотвратить последующую усадку.
Основание для поребриков
Есть два основных вида — щебеночное и цементно-песчаное. Для устройства первого варианта необходимо на дно траншеи насыпать слой песка толщиной 3-5 см, залить его водой и хорошо утрамбовать. Затем насыпать слой щебня мелкой фракции и снова утрамбовать. Основание готово для укладки камня.
Щебеночная основание — наиболее простой и бюджетный способ. Но, он подходит только для тротуарного и садового бордюра. Для устройства цементно-песчаной основы понадобится замесить раствор из песка, цемента (3:1) и воды. Затем залить на дно траншеи единым слоем 5-7 см, выровнять и утрамбовать. Есть еще один способ, который считается наиболее прочным и дорогим.
Это бетонная подушка — комбинация из двух вариантов. Вначале следует насыпать слой песка, увлажнить и утрамбовать. Затем слой щебня и полить его водой. Сверху залить слой бетона.
В этом случае бордюр нужно ставить на не застывший бетон.
Резка элементов
При перепадах высот или обрамлении угла необходимо камни распилить. На бордюре отметить карандашом линию распила. С каждой стороны пропилить прорези глубиной 1,5-2,0 см.
Весь камень пропиливать нет необходимости. Затем подложить под большую часть кусок железа и отбить кусок бордюра кувалдой. При аккуратном пропиливании пазов дополнительная шлифовка не понадобится.
Монтаж
нужно укладывать на подготовленное основание
При этом важно учитывать геометрию участка (уклоны). Этап требует особого внимания
Если он будет произведен неправильно, то может понадобиться демонтаж большого участка ограждения.
Фиксация
Выполняется после установки такой же бетонной смесью, которая использовалась для устройства основания. Параметры бетонного замка зависят от габаритов камня. Примерные значения — высота 8-10 см, толщина 5-7 см.
Заделка швов
Этот этап можно проводить после схватывания бетонной смеси. Используется жидкий бетонный раствор или смоченный песок.
Соблюдение технологии гарантирует высокую прочность и надежность ограждения. В некоторых случаях производится установка декоративного ограждения сразу на песчаное основание без укладки щебня. Это допустимо на твердых грунтах, но все равно приведет к снижению прочности.
Параметры и характеристики
Металлические бортовые элементы ландшафтного дизайна характеризуются следующими особенностями:
- Высокий уровень надёжности.
- Повышенная долговечность – заявленная производителем продолжительность эксплуатации может достигать до 15-20 лет, без необходимости замены или восстановления.
- Стальные изделия выполняются из толстого листового или стержневого металла, придающего элементам повышенную механическую прочность и устойчивость к деформациям.
- Практически все металлические бордюры полностью утапливаются в толщу грунта или дорожного полотна, что делает их почти незаметными.
- По сравнению с каменными изделиями, стальные бортовые элементы отличаются небольшим собственным весом, могут монтироваться без применения тяжёлой техники.
Основные технические характеристики металлических бордюров, используемых для благоустройства территорий:
- Материал изготовления – оцинкованная или нержавеющая сталь, алюминий.
- Цвет – естественный, металлический, либо порошковая окраска поверхности в RAL.
- Толщина стального изделия – от 1,0 до 3,0 мм, в зависимости от протяжённости, габаритов и условий эксплуатации.
- Каждый металлический борт оснащается антикоррозионным покрытием.
- Поставляется в виде отправочных марок длиной до 2700 – 3000 мм, либо в рулонах, в зависимости от толщины металла.
- Бордюры, используемые для обрамления дорожного полотна, имеют перпендикулярные основной плоскости рёбра жёсткости, препятствующие их опрокидыванию или деформациям.
- Все металлические отбортовки подразделяются на стандартные – работающие в условиях равновесия бокового давления грунта или другого материала и усиленные, эксплуатируемые в условиях перепада высотных отметок, в качестве миниатюрных подпорных стенок.
Все бордюры из металла отличаются по габаритным размерам, форме, конфигурации опорной части, типу заделки в грунтовое основание или другие строительные материалы, используемые для благоустройства.
Виды дорожных бордюров
Дорожные бордюры подразделяются по способу изготовления и использования. В зависимости от способа производства бордюрного элемента различают:
колотый; пиленый; обожженный; полированный.
Бортовой камень выпускается в следующих видах:
- Дорожный. Является самым востребованным, поскольку с его помощью оформляются все дорожные полотна. Магистральный. Применяется при прокладке автомобильных дорог. Тротуарный. Используется для обустройства дорожек в парковой зоне, пешеходных дорожек и тротуаров. Садовый. Относится к тротуарным бордюрам, предназначен для оформления садовых дорожек и ограничения газонной зоны.
Помимо вышеперечисленных, имеются и другие подвиды бортового камня, различающиеся своими размерами и внешним видом:
- Поребрик. Используется при оформлении газонов, дорожек и пешеходной зоны. Газонный блок. Относится к разновидности поребрика, предназначается для укладки на территории газонов с целью предотвращения расползания грунта. Бортовой камень со скошенной стороной. Устанавливается в местах, предназначенных для заезда на парковку. Бордюр радиусной формы. С его помощью выстраиваются отрезки проезжих частей дорог и клумб круглой и овальной форм.
Бордюр радиусной формы
Газонный блок
Бортовой камень со скошенной стороной
Кроме этого, бордюрные ограждения классифицируются по виду используемого сырья:
- Вибропрессованные. Обладая большой прочностью, такие ограждения имеют длительный срок эксплуатации при высоких перепадах температур. Влагостойкость материала позволяет устанавливать бортики практически в любой климатической зоне. Железобетонные. Для их изготовления используется мелкозернистый армированный бетон, отличающийся своей долговечностью и устойчивостью к механическим повреждениям. Гранитные. Изделия из этого материала являются самыми прочными, но и самыми дорогими. Выдерживают большие температурные перепады, обладают повышенной устойчивостью к истиранию.
Технические характеристики и маркировка
В частном строительстве в основном применяется бордюрный камень садовый и, несколько реже, дорожный. Магистральные ограждения в частном строительстве не используют из-за их больших размеров и высокой стоимости. На заводах бордюры изготавливаются по технологии полусухого вибропрессования. Технические характеристики, которые заявляют производители, следующие:
- марка прочности бетонных изделий не ниже М400;
- морозостойкость 200-300 циклов;
- класс бетона В30;
- расчетный срок эксплуатации до 20 лет.
Маркировка изделий заводского изготовления это буквенное обозначение БР и последующие три цифры, соответствующие длине, высоте и ширине в см.
Размеры бордюров.
Съезды и пониженные бордюрные камни. Книга по Доступной среде
Библиотека
СП 59.13330.2016 — 5.1.5 в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот более 0,015 м, пешеходные пути обустраивают съездами с двух сторон проезжей части или искусственными неровностями по всей ширине проезжей части. На переходе через проезжую часть должны быть установлены бордюрные съезды шириной не менее 1,5 м, которые не должны выступать на проезжую часть.
При передвижениях по городу основным препятствием для инвалидов на колясках являются бордюрные камни. Они не позволяют без посторонней помощи въехать с дорожного покрытия на тротуар и свободно пересекать перекрёстки. Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижение бордюрного камня.
Высоту бортовых камней (бордюров) по краям пешеходных путей на участке вдоль газонов и озелененных площадок следует принимать не менее 0,05 м.
Перепад высот бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должен превышать 0,025 м.
Перепадами высоты считаются препятствия на пешеходных путях высотой более 2.5 см:
Преодоление бордюрного камня высотой до 1,5 см, как правило, не представляет трудности для инвалида на кресле — коляске.
Перепады высоты от 1,5 до 2.5 см допустимы, но могут вызвать затруднения у части инвалидов. Так как для преодоления на кресле-коляске перепада более 2.5 см может потребоваться посторонняя помощь.
Во всех местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 5 см.
Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижение бордюрного камня.
СП 59.13330.2016 — 5.1.8 в местах изменения высот поверхностей пешеходных путей их выполняют плавным понижением с уклоном не более 1:20 (5%) или обустраивают съездами.
Минимальная ширина пониженного бордюра, исходя из габаритов кресла-коляски, должна быть не менее 90 см. Пониженный бордюрный камень должен окрашиваться ярко — желтой (или белой) краской.
Съезд — это «мини-пандус». Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10, как у пандуса. Ширина – не менее 90 см.
СП 35-101. Съезды не должны выступать на проезжую часть.
Съезд должен полностью располагаться на тротуаре.
При устройстве съездов их продольный уклон должен быть не более 1:20 (5%), около здания — не более 1:12 (8%), а в местах, характеризующихся стесненными условиями, — не более 1:10 на протяжении не более 1,0 м.
Перепад высот между нижней гранью съезда и проезжей частью не должен превышать 0,015 м.
Если съезд расположен перпендикулярно тротуару, то на нём должен оставаться ровный проход без бокового уклона для прохода людей и безопасного проезда на кресле-коляске. На этой ровной части тротуара инвалид на кресле коляске сможет безопасно развернуться, чтобы съехать на проезжую часть.
Контрастная окраска помогает ориентироваться инвалидам с дефектами зрения и одновременно указывает инвалидам опорно-двигательного аппарата (передвигающимся на костылях, в инвалидных колясках) места возможного схода-захода на тротуар.
Надо заметить, что в мировой практике, как правило, бордюр понижается не до 2,5 см, а до нуля, чтобы исключить все препятствия на путях движения людей. Но было определено, что в российских условиях это создаёт трудности службам благоустройства – когда идет уборочная машина, весь мусор оказывается на тротуаре.
Ограждение, бордюр с направляющей функцией вдоль тротуара
СП 35-101. Использование ограждения, парапетов, бортиков (в том числе из зелени) для выявления безопасных путей движения на участке.
4.15. Рекомендуется, если не требуется иная окраска, выделять: желтым цветом – ограничительные бортики, пересечение пути, первую и последнюю ступени лестницы.
Перепад высоты, бордюр или ограждение вдоль тротуара определяется тростью и предохраняет слепого от выхода на проезжую часть.
Для территории здания, где нет интенсивного транспортного движения, допускается объединять проезжую и пешеходную часть.
В этом случае наилучшим вариантом является тактильная полоса с направляющими рифами до главного входа.
Отсутствие направляющих элементов не может быть причиной недоступности территории для слепого. Инвалид по зрению для передвижения может использовать другие ориентиры, в том числе звуковой маяк, воспользоваться помощью сопровождающего.
При определении степени доступности территории направляющие элементы на данном этапе не учитывается.
При отсутствии бордюров вдоль газонов необходимо рекомендовать установку бордюра или декоративного ограждения, тактильной полосы.
Заключение
Металлические бордюры широко применяются для обрамления пешеходных зон, в качестве газонных разделителей, а также при обустройстве отбортовки вокруг грядок, клумб или плодовых деревьев. В продаже также встречаются усиленные конструкции для формирования каскадов на участках земли с перепадом рельефа.
Металлические бордюры изготавливаются из нержавеющей или оцинкованной стали, алюминия, либо стандартной стали с порошковой или молотковой окраской. Большинство конструкций изготавливается из горячекатаной стали, поставляемой с металлургических заводов. В процессе обработки, используется технология рубки, гибки и сварки элементов между собой.